Ольга Гутарева
Опыт работы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решить возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.
Публикация «Опыт работы „Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети по природе своей - исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.
Ознакомление с природой начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности ребенка. Современные дети более - раскрепощенные, самостоятельные, поэтому и методы работы с ними меняются. Вербальные формы обучения уступают место экспериментированию, где у ребенка задействованы все органы чувств. В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью – малышу определить трудно. Тут – то и нужна помощь взрослого.
Целью своей работы я определила развитие у детей желание проявлять интерес к объектам живой и не живой природы через наблюдения и экспериментирование, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:
1. Формирование навыков мыслительной деятельности.
2. Развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для ее презентации сверстникам.
3. Воспитание любви к природе и стремление защищать ее.
Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми :
-познавательная игра;
-совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатории»,
-игры эксперименты и дидактические игры;
-художественно - продуктивная деятельность
-экскурсии на природе.
Опыт показывает, что для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе. Основные требования при создании развивающей среды в группе – безопасность, соответствие возрасту и доступность для детей.
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы: прогулки, наблюдения, беседы, дидактические игры, опыты и т. д.
Свои отношения с детьми строю на основе доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких чувств удовлетворения от проделанной работы.
Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д.
Результат в работе с детьми достигается с помощью проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному».
Дети любят собирать (копить) понравившиеся им вещи, выпрашивать их у друзей, носить с собой и укладывать в коробочки. Задача взрослых – деликатно предложить расширить знания о природных ископаемых, дарах природы, символов родного края, направлять детей на разное их применение, анализируя, синтезируя и обобщая группы предметов.
Например, мной был собран и подготовлен Мини-музей «Камня», «Птичий мир Южного Урала», «Растение Южного Урала», «Дикие Животные Южного Урала» дети были ознакомлены с полезными ископаемыми,птицами,растениями и дикими животными Южного Урала, что расширяет знания детей о их родном крае.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и не живой природы походят в несколько этапов: знакомство с животными, растениями, с объектами неживой природы.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители участвуют в пополнении развивающей среды. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки, как «Что такое детское экспериментирование», «Экспериментируем дома» вызвали у родителей большой интерес.
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия: составлены рекомендации: «Как помочь маленькому почемучки»; консультации: «Маленький исследователь», «Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование».
В завершении хотелось бы напомнить известное китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл, то, что я увидел я помню, то, что я сделал, я знаю». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.