Наталия Смирнова
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста.
Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее волшебство! Красочно, ярко, интересно!
Но особенно продуктивны будут занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь такие опыты способствуют развитию творческих способностей детей, а если быть совсем точными, то важной их составляющей- способности к преобразованию.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, Опыты с гидрогелем» размещена в разделах
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромную возможность для систематического развития способностей к преобразованию. Обычно мы, педагоги, проводя опыты с детьми опираемся на постоянно наблюдаемые детьми физические процессы преобразования. Это преобразование воды. Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное (лед- вода- пар). Переходы из одного состояния в другое, тепловые явления и основы строения вещества. Обычно к старшей группе, при систематических наблюдениях, дети в этом уже неплохо разбираются.
Вот тут и пора «подкинуть» им что-нибудь новенькое из этой же области, до селе еще не виданное. Тут нам на помощь и придет гидрогель.
Гидрогель- полимер, способный задерживать большое количество воды, «насыщаться» влагой увеличиваясь в 10-15 раз. Гидрогель не токсичен, другие названия гидрогеля «аквагрунт» и «экопочва». Для опытов больше всего подойдет декоративный гидрогель. Представляет собой разноцветные крошечные бусины диаметром около 2 мм.
Такие наблюдения можно обыграть по разному: открыть научно-исследовательскую лабораторию, совершить путешествие в сказку. А может нам придет посылка с волшебными бусинами? Тут уж как кому воображение подскажет.
С чего начать «научный» разговор с детьми? Я думаю, что начать надо с повторения пройденного: свойств воды. Потом с помощью простой губки показать детям свойства веществ впитывать влагу (пористые вещества); напомнить, что политая водой земля впитывает влагу, а растения берут влагу из почвы.
А вот теперь можно и переходить собственно к опытам. В пробирки (или другие прозрачные емкости) насыпаем гидрогель и заливаем его водой. Под присмотром взрослого дети с этим справляются самостоятельно. У нас был гидрогель разных цветов, поэтому мы использовали несколько пробирок.
Лирическое отступление).
Дорогие коллеги! Помните, что в итоге каждая гранула гидрогеля увеличится раз в 15.
НЕ СЫПЬТЕ ВЕСЬ ПАКЕТИК!
А то получится, как в сказке «Горшочек каши». Как сказали мои дети: «А у нас из каждой пробирки опыт вылезает!»
Но продолжаем. Минут через 20 уже хорошо видно, что гранулы увеличились.
Через час пришлось долить воды- гранулы впитали всю влагу.
Через два часа мы, как в сказке или рассказе Н. Носова «Мишкина каша» перекладывали «волшебные шарики» из емкости в емкость, а они к восторгу детей все росли и росли.
После тихого часа наш гидрогель был похож на каменья самоцветные).
А еще распухшие гранулы, если их бросить на твердую поверхность, весело скакали по ней, как крошечные силиконовые мячики.
Переложив гель в ооочень большие емкости и оставили на ночь.
На следующее утро нас ждали полные ведерочки «чуда»!
Вот тут пора рассказать детям, что гидрогель является искусственным грунтом для растений, в него хорошо укоренять отростки комнатных цветов. Если поместить такой грунт в прозрачные горшки, то смотрятся цветы просто сказочно!
Мы взяли небольшие прозрачные горшочки для орхидей, поместив в них гидрогель посадили отростки цветов.
На этом наши опыты с гидрогелем пока закончились. Но на примере гидрогеля очень удобно объяснять детям (посредством опытов) и испарение воды. На блюдце поместить «раздувшуюся» от воды бусину гидрогеля и поставить в теплое место. Дети будут наблюдать процесс «наоборот» гранула будет становиться все меньше и меньше, в конце- концов опять превратится в крошечную бусинку.
Надеюсь вам понравилось). Спасибо за внимание!