Галина Молодцова
Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы «Опыты с воздухом». 2 часть «Давление воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обнаружить атмосферное давление. Определить, что воздух занимает место и может сжиматься.
Задачи:
Расширить представления детей о свойствах воздуха, дать понятие об атмосферном давлении. Обсудить где в обычной жизни используется сжатие воздуха. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Продолжать формировать волевые качества: умение доводить опыт до конца, не расстраиваться при неудачных попытках.
Оборудование:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы „Опыты с воздухом“, 2 часть „Давление воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
2 емкости по 5 литров наполненные водой, 1 емкость на 5 литров пустая, пластиковые стаканчики по 1 на каждого ребенка, листы бумаги А5 по 1 на каждого ребенка, по 1 куску ваты на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Проведение опытов по обнаружению воздуха в пространстве, его свойствах (невидимости, весе, равномерному давлению воздуха на стенки шара при его надувании).
Ход НОД:
1 часть :
Мы продолжаем с вами исследовать свойства воздуха. В прошлый раз мы установили что…. (воздух есть везде, он помогает предметам плавать, мы его не видим, шарик раздувается одновременно в разные стороны).
Мы говорили с вами о том, что чем сильнее надуваем шарик, тем сильнее воздух давит на стенки шарика. Воздух сильный или слабый? (Сильный). Давайте проверим утверждение о том, что воздух сильный.
Опыт «Почему не выливается?»
Воспитатель наливает в стакан воды, накрывает его листом бумаги и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан. Убирает руку – бумага не падает, вода не выливается. Воспитатель просит объяснить почему вода не выливается из стакана, когда под ней лист бумаги. (На лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям бумаги и не дает воде вылиться, т. е. причина воздушное давление или АТМОСФЕРНОЕ давление).
Дети повторяют опыт самостоятельно с минимальной помощью воспитателя.
2 часть :
Вспомните, ребята, когда мы надували шарик какой он сначала был? (Маленький и мягкий) А потом? (Большой и твердый) Почему так происходило? (Мы надули туда много воздуха, воздух растянул стенки шарика).
Как вы думаете – воздуху тесно было в шарике? Ему пришлось потесниться, сжаться? (Да). Значит воздух умеет сжиматься. Давайте это проверим.
Опыт «Сухой из воды»
Воспитатель кладет вату в стакан, плотно прижав ко дну. Вата должна быть такого размера, чтобы при переворачивании стакана вверх дном она не падала.
Дети трогают вату, и убеждаются что она сухая. Воспитатель спрашивает детей верят ли они, что можно опустить стакан в воду и не замочить вату. Затем переворачивает стакан вверх дном, осторожно погружает под воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимает его из воды. Дети трогают вату и определяют намокла ли вата (не намокла). Воспитатель просит объяснить почему так получилось? Что помешало воде намочить вату? (Воздух в стакане, он сжался, но воду не пустил).
Дети самостоятельно повторяют опыт при минимальной помощи воспитателя.
3 часть (заключительная) :
Сегодня мы узнали о том, что воздух может давить на предметы с разных сторон, снизу тоже. Это называется атмосферным давлением. И еще о том, что воздух может сжиматься. Для чего люди пользуются возможностью сжать воздух? (надуть шарики на праздник, накачать футбольный мяч, шины у машины).