Светлана Примаченко
Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание»
Подготовила воспитатель: Примаченко Светлана Юрьевна
МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида «Теремок»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, развивать ее.
Публикация «Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области „Познание“» размещена в разделах
В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развиваетcя.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и конструктивной деятельности
формирование целостной картины мира
расширение кругозора детей
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
Для этого необходимы условия :
создание развивающей среды, которая обеспечивает свободу выбора ребёнка
компетентность педагога.
(слайд уголок)
В нашей группе создан уголок экспериментирования с материалом для детских исследований.
приборы – помощники: увеличительные стёкла, магниты
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и т. д. ;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, кусочки дерева и т. д;
технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора и т. д. ;
разные виды бумаги: картон, обычная, копировальная, наждачная и т. д. ;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и т. д. ;
прочие материалы: воздушные шары, мыльные шары, цветные и прозрачные стёкла, соль, сахар, мука, сито, свечи, стаканчики разной величины, воронка, трубочки т т. д.
Дополнительное оборудование:
- детские фартуки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, которые все подписаны.
(слайд книги и дети)
Очень часто ребята берут информацию из детских познавательных книг, которые у нас в группе расположены на полке рядом с выделенным местом для экспериментально- исследовательского уголка. Оформлена папка по экспериментально-исследовательской деятельности, картотека опытов и экспериментов от самых элементарных до сложных для подготовительной группы, есть соответствующая методическая литература для работы воспитателя.
Старшие дошкольники исследуют более сложный материал. Изучают свойства магнита, металла, (слайд дети с магнитом) Это занятие проходило в соответствии с расписанием НОД, познавательно –исследовательская деятельность в нашей группе выделена отдельным среди всех занятий.
Целью данного занятия было : 1. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. 2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Ребята исследовали различные металлические предметы и определили особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру, выделяя характерные признаки, например металлический блеск, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце или подержать в руках или положить на что-то теплое? (нагреются, значит обладают теплопроводностью, если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет, изделия из металла оказались еще очень прочные.
Узнали что есть такой металл, называется он магнит, он притягивает к себе металлические предметы, магнит можно применять, собирая мелкие гвозди и другие мелкие предметы. Магниты применяют в радиотехнике, в магнитофонах, в компьютерах.
Результатом исследовательской работы с металлом и магнитом приняла участие в общероссийском конкурсе «Детское экспериментирование» получили диплом 1 степени «Лучшая методическая разработка» (слайд с дипломом). Также во время НОД исследовали свойства стекла, различные камни (слайд камни) которые дети рассматривают, исследуют разными способами, камни можно рассмотреть их в лупу, понюхать, потрогать. Дети исследуют разную форму ракушек, рассматривают через лупу и изучают.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему, дети рассуждают. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Ну и, конечно же, детские вопросы по экспериментированию не остаются без внимания. Выслушав вопрос я не отвечаю сразу на него, а советую детям самим установить причину, проведя несложное наблюдение или опыт.
(слайд с бумагой и стаканом воды)
Вот, например, на мягкой бумаге, свернутой гармошкой стакан с водой не стоит, а на бумаге плотной фактуры, свёрнутой гармошкой стоит. Сделали вывод: о зависимости от плотности листа.
Продолжили знакомство и исследование различной бумаги на аппликации. И как результат проведенного эксперимента решили выполнить работу именно из мягкой фактурной бумаги, так как она легко поддается бумагопластике. «Аппликации из мягкой фактурной бумаги – бумагопластика «Тихо ночь ложится на вершины гор» (слайд с работами детей - горы)
Во вторую половину дня проходят опыты в свободной деятельности детей (под контролем педагога).
Вот опыт как перенести воду с помощью трубочки. Кто-то выдвинул гипотезу, что можно, кто-то – нельзя. А оказывается, можно.
(слайд с трубочкой)
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы делаем в словесной форме, но планирую иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.
По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:
Особенностями изучаемого явления,
Наличием свободного времени,
Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Заключение
Проанализировав результаты своей деятельности по теме : «Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Дети с удовольствием и большим интересом занимаются опытами, рисуя словесно увиденное, выражая свое отношение.
Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности : очищение воды, в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», «Вертолетики» определяли направление ветра, в теплый период рисовали на мокром песке, делали лабиринты в песочнице и др.
Все это позволяет проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Подводя итог можно отметить, что используя только системный, спланированный подход в обучении, используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, можно получить хороший результат.
Применение экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов;
совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
Опытно-экспериментальная деятельность детей не должна заканчивается в пределах дошкольного учреждения. Дети активно должны продолжать её дома. Поэтому на родительском собрании планирую рассказать об опытно-экспериментальной деятельности, чтоб родители вместе со своими детьми занимались чаще дома исследованиями, а потом ребята выступали в группе, рассказывали о проведенных экспериментах, представляли свои исследования.
В перспективе мы планируем ещё разнообразить опытно-экспериментальную деятельность детей, привлекать ребят, которые малоактивны и чаще являются наблюдателями, и конечно привлекать родителей к совместным с детьми исследованиям. Работу по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников необходимо продолжать и совершенствовать.
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики говорил “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”