Иванюта Ирина
Познавательная прогулка как форма организации совместной деятельности ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Ребенок познает мир по принципу : что вижу, то и познаю. Поэтому в нашем детском саду мы создаем условия для познавательного развития детей. А достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии тесного взаимодействий ДОУ и семьи.
Темочки:
Еще В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.
Одной из активных форм работы с родителями являются познавательные прогулки.
Привлечение родителей к совместным прогулкам — это способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство детей, а это отличная возможность эмоционально сблизиться, укрепить внутрисемейные отношения, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате путешествия. На таких прогулках устанавливается особая доверительная атмосфера между детьми и взрослыми.
Алгоритм подготовки прогулки-похода можно представить следующим образом:
1. Определение маршрута.
2. Согласование маршрута с администрацией ДОУ.
3. Тщательное изучение маршрута, прохождение его взрослыми.
4. Привлечение родителей воспитанников для участия в прогулке.
5. Выбор и подготовка необходимого снаряжения.
6. Подготовка к проведению инструктажа для участников похода (определение даты, времени, продолжительности прогулки, рекомендации по экипировки – форма одежды и содержимого рюкзака).
7. Обязательно взрослый берет аптечку.
8. Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности. Например, «сегодня мы будем ….
Структура прогулки-похода
1. Сбор (Осмотр детей, чтобы были одеты по погоде, беседа о передвижении).
2. Движение к месту отдыха (30 мин)
3. Остановка, привал, закрепление правил безопасности на местности (10 мин)
4. Движение по разработанному плану маршрут, наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала. (25-30 мин.)
5. Привал. Перекус. (5-10 мин.) (Общий стол, детям объясняется, что в походе принято угощать и объединять еду. Закрепление гигиенических навыков.)
6. Игры и игровые упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность (подвижные игры, городки, футбол)Упражнения на дыхание. (30 мин.) 7. Сбор. Особое внимание на утилизацию мусора (10 мин.)
8. Возвращение домой
На последнем родительском собрании мы предложили родителям поучаствовать в образовательных проектах. Из нескольких предложенных, родители выбрали социальный проект «Жизнь в капле воды».
Сегодня я расскажу вам о первом этапе этого проекта, который проходил в виде познавательной прогулки.
В выходной день мы вместе с родителями отправились на полуостров Большой Утриш, который является частью Заповедника Большой Утриш.
Перед поездкой мы поговорили с ребятами о том, что такое «заповедник», какая территория может получать данный статус. В нашей группе даже появилась игра, помогающая больше узнать о заповеднике. Игра была сделана совместно с родителями.
Во время поездки ребята посетили аквариум, где экскурсовод познакомил их с различными обитателями нашего Черного моря. Наибольший интерес вызвала у наших воспитанников экспозиция, на которой были представлены обитатели древнего моря Тэтис, плескавшегося на месте Краснодарского края миллионы лет назад.
Также ребята узнали много интересного об обитателях современного Черного моря: рыба-ласточка, медуза Корнерот, гребневик, белуга, морской кот и др.
Затем мы отправились в лабораторию, где ребята из познавательного фильма узнали, как много живых организмов живет лишь в одной капле воды. Под микроскопом наши воспитанники смогли рассмотреть этих обитателей в реальном времени. Так же дети осознали, что, если в воду будет попадать разный мусор, могут погибать обитатели моря, которыми питаются другие животные. В итоге может погибнуть и люди, так как им нечем будет питаться.
После посещения «Центра изучения Черного моря», ребята очень эмоционально делились полученными знаниями со своими родителями и пришли к выводу о том, что надо помочь природе. Начать решили с очищения берега от пластикового мусора. Родители детям активно в этом помогали.
Долго потом и родители, и дети вспоминали нашу поездку, делились впечатлениями и решили продолжить совместные прогулки в выходные.
В ходе совместной прогулки с родителями была достигнута поставленная цель: ребята получили новые знания об экологической обстановке в море и вокруг него через знакомство с морскими обитателями и средой их обитания.
Цель была достигнута в ходе решения следующих задач:
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность;
- познавательное, речевое, физическое, социально-личностное развитие детей;
- укрепление здоровья.
Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников и родителей. Это особый вид прогулки, который отличается от традиционной, прежде всего формой, содержанием и необычной организацией. Важно, чтобы дети и родители ждали прогулки, готовились к ней, настраивались эмоционально. Важно, чтобы у участников прогулки остались в памяти приятные воспоминания, чтобы дети с родителями запомнили прогулку, как интересное путешествие, открытие нового, любование окружающим миром, общением друг с другом.