Динара Иксанова
Познавательная деятельность как средство воспитания эмоционально-положительного отношения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование их способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные, относящиеся к сфере познания ребенком окружающего мира: восприятие предметов и явлений, их внешних свойств и выявление скрытых свойств вещей, их связей и отношений.
Публикация «Познавательная деятельность как средство воспитания эмоционально-положительного отношения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей у детей – это интерес к познавательной деятельности, наличие мотивации. И развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности, как подчеркивают многое педагоги и психологи, необходимо уже в дошкольном возрасте, так как познавательная деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей, появляется уже в этот возрастной период. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию, так как нередко решение познавательных задач сопряжено с многочисленными усилиями. Поэтому взрослый встает перед необходимостью поддержать положительное отношение ребенка к познавательной деятельности. Один из возможных путей – развитие присущей детям любознательности, которая связана с их потребностью в новых впечатлениях.
В работах отечественных ученных констатируется, что стремление к познанию различных сфер и знаний окружающего мира проходит ряд ступеней, стадий. Так, Г. И. Щукина обозначила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Эти ступени позволяют определить состояние избирательного отношения субъекта к предметам и явлениям и степень их влияния на личность. Под любопытством автор понимает элементарную стадию ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. Эта стадия считается характерной для детей в возрасте от 2 до 5 лет.
Далее любопытство приобретает иное качество, перерастая в любознательность. В отличие от первого, она не ограничивается созерцанием или свидетельством факта либо явления, а характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы увиденного и сопровождается выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особенно ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» взрослых вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений, выходящих за пределы наличных ситуаций.
Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания. По мнению Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу – познавательное отношение, но различие их определяется объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. И хотя многие педагоги и психологи отрицают возможность развития познавательного интереса в дошкольном детстве, факты свидетельствуют о том, что и в этом возрасте некоторые дети обнаруживают ненасытную жажду знаний.
Стадия теоретического интереса, которая выделяется лишь
Г. И. Щукиной, согласно определениям автора, связана со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов, активным воздействием человека на мир с целью его переустройства. Конечно же, такая высокая степень развития познавательного интереса характерна для взрослого человека.
Имеющиеся в детской психологии сведения позволяют проследить, как развивается любознательность детей в дошкольном детстве.
Д. Б. Годовиковой были выделены три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве. Основанием для их вычленения стала степень выраженности стремления к познанию нового, неизвестного. Автором разработана диагностическая методика, которая позволила выделить следующие уровни развития любознательности у детей 3-7 лет.
Для первого уровня, достаточного, по мнению автора, для ребенка 3 лет, характерно проявление интереса к внешним эффектным свойствам предметов: яркости, звучности, величине и т. п. На этом уровне ребенок может не заметить «загадочных» свойств предмета, если он не обладает внешней привлекательностью. Второй уровень, преобладающий у детей 4-5 лет, выражается наличием интереса к более широкому кругу предметов, их свойствам, тягой ко всему новому, неизвестному; появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако в этом возрасте ребенок еще нуждается в организации поиска нужных ему знаний со стороны взрослого. Третьему уровню – самому высокому и самому распространенному у дошкольников 6 лет – присущи устойчивость внимания, направленного на внутренние свойства вещей, стремление к самостоятельному решению необычной проблемы.
По мнению Г. Ляминой, первичной формой проявления познавательного интереса и одновременно первым его уровнем является любопытство, реакция на непривычное, на измененную обстановку. На следующей отмечается эпизодически возникающее стремление к познанию нового. Наивысшей степени проявления познавательного интереса, возможной у старших дошкольников, свойственно постоянное стремление к умственной деятельности.
Г. А. Стадник, изучавшая познавательную деятельность 3-5-летних детей, обратила внимание на своеобразие проявления эмоциональной сферы в зависимости от уровня ее сформированности. Так, низкий уровень характеризуется отсутствием познавательных эмоций, интереса к новому, общей индифферентностью в отношении достижения успеха и неудачи. На втором уровне детям свойственно в целом положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. На высоком уровне обнаруживается яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по ее завершении. Соответственно, по мере взросления детей наблюдается тенденция к повышению уровня развития познавательной активности.
Необходимо заметить, что наблюдаемые специфические особенности проявления познавательного отношения к действительности не обязательно являются возрастной характеристикой. В рамках одного возрастного периода развития могут обнаруживаться различные вариации проявления познавательного интереса, не только количественно, но и качественно характеризующие уровень его сформированности, иными словами, на одной и той же возрастной ступени развития можно видеть либо фактическое его отсутствие, либо достаточно высокую степень его развития для данного возраста.
Являясь ведущей деятельностью преддошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.
В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах. Специальные исследования П. Я. Гальпериной,
С. Н. Новоселовой и др., показывают, что вначале мышление отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой деятельности, принимая от нее примеры и возможности. В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения. Ведущими достижениями в раннем детстве в сферах деятельности, познания являются :
- формирование предметного восприятия как центральной познавательной функции, освоение наглядной формы мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного, возникновение воображения и знаково-символической функции сознания, переход к активной речи.
В дошкольном возрасте ведущими достижениями, главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер, с другой стороны, формированием произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более актуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. И. Берцфан, Н. В. Морозовой, Г. И. Минской, А. Н. Давидчук показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения и навыки, которые при этом усваиваются. Дошкольники начинают осмысливать свои действия, и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
А. П. Усова выделила три уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности. Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности.
I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
II уровень более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться.
III уровень – начало формирования учебной деятельности. На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, т. к. знания, умения и навыки они усваивают, а потребность учиться еще не испытывают.
Познавательная деятельность в раннем детстве своеобразна и качественно отличается от познавательной деятельности взрослого человека. Во-первых, она не выделяется особо как специфическая деятельность; она проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, вплетаясь в русло всех ведущих линий развития ребенка. Потому задача развития познавательной активности малышей считается очень важной.
Во-вторых, взрослый человек способен определить и ограничить круг собственных интересов, стремясь глубже познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствие и закономерности. Этот процесс требует целенаправленной любознательности и устойчивых интересов.
В младшем возрасте ребенок не способен к такой сложной сознательной деятельности. Но у него уже формируется любознательность, проявляющаяся в элементарной форме – любопытстве ко всему окружающему. Своеобразие познавательной деятельности маленького ребенка в том, что она носит действенный характер и формируется на чувственной основе.
По мнению Л. Н. Павловой познавательное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочивание этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности. Следует выделить центральное, стержневое звено – знания о человеке, которые должны быть преподнесены ребенку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься в связи с пониманием человека: человек и его жилище, человек и результаты его труда, человек и растительный мир, человек и животный мир.
Эти представления формируются постепенно – в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения. Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному, помня о том, что ребенок видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни. Однако любая информация должна облекаться в доступную для ребенка форму.
Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребенка, а необходимых знаний для их выражения еще нет.
Но само по себе познавательное отношение не преобразуется в более или менее стойкий познавательный интерес. Формирование познавательных интересов как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Из многообразия явлений воспитатель отбирает то, что имеет воспитывающее и развивающее воздействие, что может привлечь внимание детей, вызвать у них положительные эмоции – радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия явлений и пробуждается интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагог закрепляет положительное отношение к отдельным явлениям и лишь постепенно расширяет их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.
В работе с маленькими детьми для возбуждения любознательности, заинтересованности воспитатели нередко используют элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности. Однако, как только перестают действовать все эти средства, внимание рассеивается, а познавательный интерес падает. Задача воспитателя заключается в том, чтобы исподволь и неустанно вводить целевые упражнения, тренирующие ребенка в проявлении сосредоточенного внимания, ибо оно позволяет видеть не только внешние стороны предмета или явления, но и проникать в существенные связи.
Развитие познавательного интереса требует усилия мысли, сосредоточенности на тех или иных явлениях или процессах, оно связано с непрестанным накоплением знаний, умений, навыков. Содержанием этого сложного процесса является систематическое, целенаправленное обучение и усвоение знаний, формирование на их основе любознательности и преобразование ее в познавательные интересы, в активную познавательную деятельность.
Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактически продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направленности деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета, пользование словом.
А. И. Сорокина считает, что познавательные интересы детей становятся тем полнее, чем содержательнее их деятельность, чем естественнее связь слова и дела. Развитие творческой мысли, ее воплощение в практическое дело осуществляется не на одном занятии, а в самом процессе формирования интересов на основе обогащения знаний, в системе обучающего воздействия воспитателя, в результате деятельности детей.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Подытоживая имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста :
- возрастание и изменение характера активности в поиске необходимой информации, выражающееся в движении от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
- интеллектуализация процесса познания, которая заключается в переходе от чувственного познания мира, обусловленного преимущественно аффективно-эмоциональным отношением, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности;
- расширение диапазона интересующих ребенка объектов от узкого круга предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;
- углубление познавательных интересов : от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей;
Повышение устойчивости в направлении от эпизодически проявляемого, ситуативного и подвижного интереса к относительно устойчивому, характеризующемуся настойчивым стремлением к поиску необходимой информации.
Итак, воспитание познавательных интересов – важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности дошкольников. А учебная деятельность – вид познавательной деятельности самого ребенка.