Файзрахманова Гузалия Габдульфайевна
Познание окружающего мира для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Познание окружающего мира на тему : «Морские рыбы»
для детей подготовительной группы.
Цель: Расширять у детей представления о море и подводном мире.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления о морских рыбах;
2. Закрепить знания о профессиях связанных с морем (водолаз, аквалангист);
3. Закрепить знания о водном виде транспорта.
Развивающие:
Публикация «Познание окружающего мира для детей подготовительной группы» размещена в разделах
1. Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира;
2. Развивать фонематический слух;
3. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;
4. Развивать мышление, память;
5. Закреплять прямой и обратный счет;
6. Продолжать формировать умение составлять слова из букв.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе;
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, организованность, дисциплинированность.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, беседы о поездках детей к морю, просмотр презентации «Морские животные».
Методы и приё мы:
Словесный: Беседа. Вопросы. Объяснения. Напоминание. Поощрение.
Наглядный: Презентация.
Игровой: Сюрпризный момент.
Практический: Наблюдение. Совместная деятельность педагога с детьми.
Игра «Цепочка слов» «Собери картинку» «Нарисуй по цифрам» «Графический диктант»
Материал для занятия: Круги разного цвета. Картинки к игре «Цепочка слов» Бортовой журнал для фиксирования наблюдений. Картинка кораблик-нарисовать по цифрам. Лист для графического диктанта.
Картинки- кораблик, акула, морской конек, летучие рыбы, рыба-меч, морской петух.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
Постараемся быть очень внимательными.
Ребята нам кто-то звонит?
Интересно кто? Хотите узнать?
Дети:
Да.
На экране появляется Лунтик:
«Здравствуйте ребята. Я и мои друзья никогда не видели море.
Нам очень хочется узнать, какие рыбы в нем обитают. Помогите узнать нам об этом, пожалуйста”
Ребята, как мы можем помочь Лунтику и его друзьям?
Дети:
Рассказать, написать, спросить у взрослого….
Воспитатель: А мы с вами знаем о морских рыбах? Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда получается, чтобы рассказать Лунтику о рыбах, нам самим нужно узнать о них. Дети: Да. Воспитатель:
Где мы можем найти информацию?
Дети:
Книга, интернет, энциклопедия.
Воспитатель: Ребята, а мы можем отправиться в виртуальное путешествие и узнать о морских рыбах?
Дети:
Да.
Воспитатель: Лунтик оставайся с нами на связи, слушай внимательно чтобы рассказать своим друзьям.
Воспитатель: Сядем на стулья. Представьте мы на берегу моря. Кто из вас был на море? (Рассказы детей).
Скажите море - оно какое? Дети: Огромное, бесконечное, большое, широкое, глубокое, соленое. Воспитатель: Для того чтобы узнать какие рыбы обитают в море нам нужно отправиться в плавание. На чем мы можем отправиться в плавание? Дети: Корабль. Яхта. Крейсер. Баржа. Лодка. Катер. Ледокол. Паром. Пароход. Подводная лодка. Воспитатель: Какой это вид транспорта? Дети: Водный. Воспитатель: А на каком транспорте мы отправимся путешествовать, вы узнаете, выполнив задание за столами. Для этого мы разделимся на 4 группы. У вас у каждого круг определенного цвета. Пройдем к столу, на котором кораблик такого же цвета.
У вас на столах листочки с цифрами. Вам нужно соединить по порядку цифры от одного до двенадцати.
Что у вас получилось?
Дети: Корабль.
Воспитатель: На каждом корабле есть капитан. Можно я сегодня буду вашим капитаном.
Посмотрите, а наш корабль не готов к плаванию, штормом ему повредило якорную цепь, без нее мы не сможем остановиться в море. Что делать? Дети: Нужно починить, восстановить цепь. Для этого мы будем составлять цепочки слов.
Кто нам напомнит правила составления цепочки слов. Составим цепочку из слов. Как только прозвучит корабельный колокол мы заканчиваем.
Воспитатель: Команды поменяются местами и проверят цепочку другой команды. Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро починили якорную цепь. Теперь наш корабль к отплытию готов. Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас будет бортовой журнал. Поднимаем якорь. Мы с вами выходим в море.
Воспитатель: Прямо на нас кто-то плывёт?
Дети: Акула.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете про акулу?
Дети: Акула – самая большая хищная рыба. У акулы большая голова, удлинённое тело, большой хвостовой плавник. Дышат жабрами. В огромной пасти акулы длинные, острые зубы. Они нападают на всё, что движется в воде.
Воспитатель: А с этими рыбами, что происходит?
Дети: Летают.
Воспитатель: Как вы думаете, как называются эти рыбы?
Дети: Летучая рыба.
Воспитатель: Летучая рыба – в воде плавает, как и все другие рыбы. Длинные и широкие плавники у нее сложены и прижаты к телу. Спасаясь от хищников, летучие рыбы разгоняются и выпрыгивают из воды. Распустив крылатые плавники, они с огромной скоростью мчаться над волнами.
(приклеиваю акулу, летучую рыбу)
Лунтик: Ребята, а как можно рассмотреть рыб под водой?
Воспитатель: Чтобы это узнать мы поделимся на 2 команды (девочки и мальчики) Каждая команда соберет картинку и мы узнаем как можно рассмотреть рыб под водой.
Дети: Водолаз. Аквалангист. Воспитатель: Скажите, чем отличается водолаз от аквалангиста? Что общего? Дети: Водолаз использует водолазный скафандр. По шлангу с корабля воздух подают внутрь его скафандра.
Аквалангист, это человек который плавает под водой с аквалангом. У аквалангиста воздух поступает из специальных баллонов у него за спиной, дышит через трубку. Чтобы плавать с открытыми глазами надевает маску для лица. Ласты для ног, чтобы быстро плавать.
Воспитатель: Водолазу с корабля воздух по специальному шлангу подают внутрь его скафандра. У аквалангиста воздух поступает из специальных баллонов у него за спиной)
(приклеиваю картинки водолаза и аквалангиста)
А сейчас немного отдохнём.
Представьте, что мы надеваем водолазные скафандры. Эх не легкая забава Наклоны влево-вправо. водолазом нужно стать Руки вверх Ловко нам скафандр надеть Имитация Здесь нужна еще сноровка Чтобы мышцы развивать, Сгибание рук Надо много приседать. Приседание Воспитатель: Оделись. Начнем погружение. Посчитаем от одного до десяти. Дети: Считают. Воспитатель: Как вы думаете, почему цвет воды имеет три оттенка цвета? Воспитатель: Это верхний слой моря. Воспитатель: Какого он цвета? Воспитатель: Спускаемся в толщу воды, что изменилось? Воспитатель: А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать?
Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (Лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно)
Воспитатель: Ребята спускаемся в верхний слой. Вместо рыб буквы? Е М Ч А Б Р Ы
Дети: Рыба-меч.
Воспитатель: Самая быстрая рыба. Свое название рыба получила из-за верхней челюсти, которая имеет форму заостренного меча. Это рыба у которой нет чешуи. Меч этой рыбы используется для поражения своей добычи.
Воспитатель: Ребята спускаемся на глубину. Отгадайте загадку.
Вот диковинка морская,
С головой, как у лошадки,
Вертикально плавает,
Дышит только жабрами!
Дети: Морской конёк
Воспитатель: Почему его назвали коньком?
Дети: Похож на шахматную фигуру коня.
Воспитатель: Морской конек – самая медлительная рыбка. У нее тоже нет чешуи. Плавает только вертикально. Хвостиком цепляется за водоросли, чтобы его не унесло течением. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, и мальки прячутся в них. (приклеиваю рыба-меч, морской конек)
Воспитатель: Нам предстоит погружение на морское дно, перед этим нужно проверить снаряжение. Всплываем. 10 - 1
Ребята сядем за столы. Пока снаряжение проверяют, выполним задание и узнаем с какой рыбой встретимся на дне.
В названии этой рыбы есть название домашней птицы. Слушайте внимательно.
Как вы думаете называется рыба? Да – морской петух.
Воспитатель: Одеваемся и погружаемся. 1-10
Воспитатель: Морской петух –причудливая рыба. Внешне рыба напоминает птицу или бабочку. Голова рыбы крупная, а хвост узкий с раздвоенным плавником. Передние плавники петуха большие. (приклеиваю морского петуха)
Воспитатель: Посмотрите на море расплылось пятно. Что это, как вы думаете? Давайте скорее вернёмся на корабль. всплываем. Обратный отсчет десять, девять…. Дети:
Считают.
Воспитатель: Многообразен морской мир. Обитателям морей грозит опасность. Какая? Вы знаете, кто загрязняет море, почему это происходит?
Дети: Люди вылавливают рыб, загрязняют моря. Воспитатель: Ребята а если мы не будем беречь мир, что произойдет? Дети: Морские обитатели могут исчезнуть. Занесены в Красную книгу. Воспитатель: Наша планета – такая маленькая, но на ней есть место и людям, и животным, и рыбам, и птицам. Так давайте-беречь свою планету. Она – наш ДОМ. Относитесь к природе с любовью, только тогда мы сможем сберечь ее богатство и красоту.
Вот и закончилось наше с вами виртуальное морское путешествие.
Воспитатель: Ребята Лунтик нас только слышал, а наших морских рыб не видел? Как помочь ему? Дети:… Воспитатель: Я могу отправить электронной почтой. Лунтик:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Лунтику и его друзьям узнать о морских рыбах?
Что вы узнали нового о морских рыбах? (А поможет вам бортовой журнал)
Чем покрыто тело рыб? (чешуей) У всех рыб чешуя?
Чем дышат рыбы? (жабрами)
Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
Воспитатель:
Сколько нового вы узнали. В море много разных морских обитателей. Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? Значит будем продолжать.