Светлана Клюшкина
Рука развивает речь
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка.
Публикация «Рука развивает речь» размещена в разделах
Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно это дает основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
С развитием мелкой моторики руки развиваются логические мышления, внимание, память, интеллект. Сегодня наши малыши поглощают с экрана телевизора, компьютера много информации, но руками действуют недостаточно.
В работе с детьми раннего возраста мы всё чаще отмечаем, что они приходят в детский сад с плохо развитой речью, не чётким произношением звуков, пальцы малоподвижны, движения их не точные,
нет координации. Опираясь на актуальность проблемы, мы поставили перед собой цель: развивать речь детей посредством совершенствования двигательных навыков, путём создания условий для самостоятельной исследовательской деятельности. На первом этапе работы мы стали ежедневно планировать и проводить пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней. Сначала осваивались легкие упражнения с пальчиками: «Кошечка», «Коза рогатая», «Петушок», «Ёжик», «Паучки», «Пальчик мальчик», «Колобок», «Пальчики здороваются».
Выполняя движения пальцами, ребёнок не только вырабатывает ловкость, умение концентрировать внимание на одной виде деятельности он соотносит действия с речью.
Другой способ - игры с мелкими предметами. Они очень полезны и для улучшения остроты зрения. Эти игры поднимут настроение, упокоят, развлекут. То, что в обычной речи могло остаться незамеченными в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании.
Вторым этапом нашей работы является игра с пальчиковым театром -увлекательной дидактической игрой которая стимулирует развитие мелкой моторики, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции. Обыгрывая потешку или рассказывая сказки с использованием пальчикового театра, дети развивают эмоциональную сферу, воображение, память.
Третий этап - работа с применением «бросового материала», нестандартного оборудования.
Не только красивые пособия из магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи.
Пуговицы: составление башни, рисунков из пуговиц, расстёгивание и застёгивание пуговиц, можно группировать по цвету, форме, величине.
Шнуровки. В играх - шнуровках развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти, а так же усидчивость.
Игры с бумагой: сжимание в кулаке, обрывание, скручивание и складывание.
Нанизывание бусин, пуговиц, геометрических тел, используя закономерность по цвету, форме, величине.
Игры с прищепками: «приделывание ёжику иголочки», «солнышку лучики», «петушку хвостик», «змейку», составляем узоры из прищепок, группируем по цвету, форме.
Игры с разноцветными крышками, мозаикой, пазлами по русским народным сказкам, игры с конструктором «лего».
Подобные игры и упражнения полезны и детям старшего возраста. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему ВЫсказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающего мира, содержательнее общение со сверстниками и взрослыми. Хотелось бы отметить, что хорошими помощниками нам стали и родители, много пособий сделаны их руками. Родители понимают значимость развития моторики руки и помогают своему ребёнку в преодолении трудностей речевого развития. Вместе мы успешно решаем данные проблемы.