Дарья Шарова
Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из целей моей работы является создание благоприятного психологического климата в детском саду, что способствует успешной работе в сфере воспитательно – образовательной деятельности детей. Так же обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей создает благоприятные условия для развития личности ребенка.
Для определения психологического климата и эмоционального комфорта пребывания детей в группах детского сада мною были подобраны и апробированы 4 методики, для выявления позитивной динамики и заинтересованности воспитанников в посещении ДОУ. В апробировании приняло участие 25 детей средней группы, посещающих МБДОУ «Детский сад № 97».
Публикация «Позитивные результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками» размещена в разделах
Содержание методик в приложении. (Приложение № 1)
Сравнительные результаты исследования психологического климата в группе по 4 методикам.
Методика 1. «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?»
Анализ методики «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?» показал, что 21 ребенок - 82% детей идут в детский сад с веселым настроением, 3 детей - 12% детей идут в детский сад с грустным настроением, и 1 ребенок - 6% детей от списочного состава не хочет посещать детский сад. Проведя беседу с родителями, я выяснила причину нежелания ребенка посещать детский сад. Ребенок выражает негативное отношение к приему пищи в детском саду (спец. питание).
Методика 2. «Оценка уверенности в себе» («Лесенка»).
Анализируя методику «Лесенка», для выявления самооценки детей в группе у 17 детей - 69% детей высокая самооценка, 4 детей - 19% адекватная, 4 детей - 12% детей с заниженной самооценкой.
Методика 3. Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?»
Анализ методики «Нравиться ли тебе в детском саду?» показал, что 16 детей - 63% детей нравиться в детском саду, 8 детей - 31% детей хотят работать в детском саду, и 1 ребенок - 6% детей от списочного состава затруднялись ответить на вопросы.
Методика 4. Тест «Проективные ситуации»
Анализ методики «Проективные ситуации» показал, что 19 детей - 75% детей дали ответ положительного характера, что говорит об их эмоциональном благополучии в детском саду, 5 детей - 19% детей дали ответы нейтрального характера, и 1 ребенок - 6% детей от списочного состава дали ответ негативного характера, это объясняется тем, что ребенок отказывается посещать детский сад. Проведя беседу с родителями, я выяснила причину нежелания ребенка посещать детский сад. Ребенок выражает негативное отношение к приему пищи в детском саду (спец. питание).
Сравнивая показатели по 4 методикам, мы видим, что средний уровень эмоционального комфорта в группе составляет - 72%, это позволяет отнести его к высокому уровню, что говорит о благоприятном психологическом климате в группе.
Для улучшения психологического климата и продуктивного взаимодействия семьи и детского сада мною проводились индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых родители заполняли предложенные мною анкеты. Цель беседы и анкетирования – выяснение индивидуальных особенностей личности ребенка, режима питания и стиля воспитания ребенка в семье.
Для выявления психологического климата в группе во взаимоотношении воспитателя с родителями, было проведено анкетирование родителей и предложено написать мини эссе «Психологический климат в группе».
В анкетировании приняли участие 20 родителей, и выявило следующие результаты :
Проанализировав анкетные данные, я выяснила, что большая часть родителей полностью удовлетворены или скорее удовлетворены климатом, значит, психологический климат взаимоотношений воспитателя и родителей достаточно благоприятный.
Беседы и анкетирование родителей, а также наблюдения за детьми, помогли мне создать позитивное общение с детьми и родителями, что привело к ситуации благоприятного психологического климата в группе.
Приложение № 1
МЕТОДИКА № 1 «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?»
Цель: выявление отношения детей к своему дошкольному учреждению.
Стимульный материал: полотно с изображением мамы, идущей с ребенком (без лица) по дороге детского сада и двумя сменными «личиками» - веселого и грустного малыша.
Инструкция: Ребенку показывается рисунок «Ребенок идет в д/с» и предлагается показать с каким настроением он идет в д/с. Почему?
Затем ребенку предлагается ответить на вопрос: «С каким настроением ты уходишь из д/с домой. Почему?».
МЕТОДИКА № 2 «Оценка уверенности в себе» («Лесенка»).
Цель: изучение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Стимульный материал: графический рисунок лесенки, которая насчитывает пять ступенек. Плоскостное изображение мальчика (девочки).
Инструкция:«Вот посмотри, на этой лесенке расположились все дети, которые ходят в твою группу. На этой ступеньке (показ на самую верхнюю ступеньку) стоят самые хорошие дети в группе, а на этой (показ на самую нижнюю ступеньку) стоят самые плохие дети в группе.
*На какую ступеньку ты поставишь себя сам?
*На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?
*На какую ступеньку тебя поставит твой друг?
Оценка результатов :
*«На какую ступеньку поставишьсам себя?» :
4 - 5 ступень–оптимальный уровень (норма).
3 ступень–тенденция к заниженной самооценке.
1 – 2 ступень–ребенок обесценивает сам себя,не уверен, тревожен.
* «На какую ступеньку поставит воспитатель, друг?»
3 -5 ступень – оптимальный уровень.
1 – 2 ступень – заниженная самооценка.
МЕТОДИКА № 3 Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?»(Е. В. Кучерова).
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Инструкция: С ребенком проводится индивидуальная беседа по вопросам:
1. Любишь ли ты ходить в д/с?
2. Хотел бы ты работать в д/с, когда станешь взрослым? Кем?
3. Дружите ли вы с ребятами в группе?
4. Часто ли вы ссоритесь?
5. Какое у тебя сегодня настроение?
Оценка результатов :
1. положительный ответ – 2 балла.
2. отрицательный ответ – 0 баллов.
Выводы: высчитывается средний балл по группе. Норма – 8 баллов.
МЕТОДИКА № 4Тест «Проективные ситуации» (Е. В. Кучерова).
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Инструкция: Ребенку описывается ситуация и предлагается продолжить ее.
«Я буду читать тебе маленькие истории про мальчика (девочку, которого зовут также, как и тебя. Послушай, и ответь на вопрос».
1. (Имя) должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и приготовился прочитать его. (Текст произносится максимально нейтрально). Что было потом? ( После ответа ребенка обязательно его одобрить: «Хорошо»).
2. (Имя) играет со своим другом в группе. Его позвала к себе воспитательница и … Что было?
3. (Имя) обедает. Больше ему есть не хочется и … Что было дальше?
4. (Имя) лепил и испачкал стол пластилином. Что было потом?
Оценка результатов :
1. положительный характер ответа – «+»
2. нейтральный характер ответа – «0»
3. негативный характер ответа – «-»
Выводы: если у ребенка две или более отрицательных реакций, можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка в д\с.