Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений задействованных в процесс социализации детей, как фундамента становления и проявления социальной культуры во взрослой жизни.
Ключевые слова: позитивная социализация, социальное развитие, новообразования, социальная ситуация развития, толерантность
Публикация «Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений, так как сам процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, являясь фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Как и прежде актуальна проблема социального развития ребенка, т. к. одной из целевых установок ФГОС ДО (5) является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе игра как ведущего вида деятельности, содействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Еще Л. С. Выготский (2, писал в своих работах о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений и новообразований, происходящих у ребенка-дошкольника. И здесь основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и как следствие - формирует индивидуальность в процессе социального развития.
Согласно выше сказанному, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям, т. е. среда ДОУ, культура общения и взаимодействия взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – все это компоненты позитивной социализации дошкольника.
Поэтому, социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный, критериальный и динамический. Он вступает в зависимость от успешно пройденного адаптационного процесса, в котором ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую социумом. Так ребенок приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями макро- и микро- социума, т. е. говоря педагогическим языком, называются факторами социализации. Влияние категорий социализации выступает внешним фактором, определяет содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. Следовательно, к внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые реализуются в субъективной, эмоционально-волевой, личностной системе социальных отношений и формировании картины мира (1).
Личностные структуры (1, такие как: темперамент, характер закладываются в первые годы жизни, следовательно, на семью и дошкольные учреждения возлагается нравственно-патриотическая ответственность по воспитанию личностных качеств у детей дошкольного возраста. Современная практика дошкольного образования реализует образовательный стандарт, где четко определено, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Поэтому, считаю целесообразно в ДОУ создать следующие условия для успешной социализации детей :
Эмоциональное благополучие ребенка – это душевный комфорт ребенка. Создание комфортной атмосферы, способствующей развитию индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха каждого ребенка-индивидуума.
Положительные динамические отношения ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сопричастности и толерантности.
Развитие социальной коммуникативной компетентности ребенка, т. е. способность устанавливать и поддерживать необходимое эффективное взаимодействие с другими членами социума, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции в рамках адекватного, конструктивного поведения.
Развитие социальных навыков детей, помогающих установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться, мобилизоваться, регенерировать, рефлексировать.
Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития, самосовершенствования.
Многие согласятся со мной, что при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье, т. к. приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию, лабильности и динамической мобилизации собственных ресурсов. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Согласна с мнением Е. А. Ключниковой (4, которая утверждает, что одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”, оно успешно и уникально.
Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Смирновой Е. О., Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью определенных критериев. Такими показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка: войти в детское общество; действовать совместно с другими; следовать и уступать общественным нормам; контролировать свои желания и др.
Осознав и проанализировав ФГОС ДО (1, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу - ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Теперь перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. Исходя из выше перечисленного, резюмируем, что формирование личностных качеств дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.
Список литературы
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна - М. : Меж. пед. Академия, 1995. - 212 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984. - 432 с
3. Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ : Методическое пособие. - М. : Творческий центр, 2008.
4. «Прикоснутся к ребенку сердцем». Формирование педагогической грамотности семьи в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников в процессе взаимодействия ДОО с родителями воспитанников Текст: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Е. А. Ключниковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. – 208с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)