Елена Инкина
Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1)
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации.
(Слайд 2)
Согласно п. 4.3. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей.
Публикация «Мониторинг качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
(Слайд 3)
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального развития ребенка.
(Слайд 4)
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В Основной Образовательной Программе каждого ДОУ указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.
Таким образом, оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО заключается в анализе освоения воспитанниками содержания образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ.
(Слайд 5)
И так, педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.
Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.
(Слайд 6)
В нашем детском саду разработано положение о внутреннем мониторинге качества образования, цели и задачи, которого вы видите на слайде.
Положение о внутреннем мониторинге качества
образования в МБДОУ детский сад №1 «Улыбка»
2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования
2.1. Цель:
2.1.1. Установление соответствия качества дошкольного образования в ДОО федеральным государственным образовательным стандартам (Исполнение Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 п. 1ч. 1. ст. 7).
2.2. Задачи:
2.2.1. Определение объекта мониторинга; установление стандартов, норм; подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля.
2.2.2. Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса.
2.2.3. Обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного процесса.
2.2.4. Интерпретация и комплексная оценка полученной информации.
2.2.5. Принятие решения об изменении образовательной деятельности, разработка и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей.
(Слайд 7)
Для проведения педагогической диагностики разработан инструментарий.
(Слайд 8)
Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.
(Слайд 9)
Педагогический мониторинг проводится в индивидуальной, подгрупповой, групповой формах с помощью диагностических методов.
Основные диагностические методы:
- наблюдение; изучение продуктов деятельности детей; несложные эксперименты; диагностические ситуации; беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная; подгрупповая; групповая.
(Слайд 10, 11, 12, 13, 14)
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении : в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).
Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:
-на начало учебного года (октябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.
-на конец учебного года (апрель) – сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.
(Слайд 15)
Фиксация показателей развития выражается в словесной форме:
Не сформирован;
Частично сформирован;
Сформирован.
Воспитатели заносят результаты обследования в индивидуальную карту развития ребенка, которые были разработаны воспитателями ДОУ.
Они ведутся воспитателем на каждого ребенка, начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты. Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.
(Слайд 16)
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований.
(Слайд 17)
Данные мониторинга отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.
На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.
(Слайд 18) Спасибо за внимание!