Любовь Сосина
Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка. Концепция модернизации российского образования отмечает приоритетную роль семьи в воспитании ребёнка. В связи с этим возникла необходимость внедрения новых форм взаимодействия детского сада и семьи. Такое взаимодействие подразумевает сотрудничество педагогов ДОУ и родителей на протяжении всего дошкольного периода.
Публикация «Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Чтобы такое сотрудничество стало плодотворным, надо создать для него условия, используя различные формы взаимодействия.
Начинается в нашей группе работа с родителями с изучения условий воспитания детей в семье: это анкетирование, тестирование. Далее проводится анализ, обобщаются результаты, выявляются плюсы и минусы, ставятся задачи для дальнейшей работы.
В раздевалке расположен яркий и привлекательный родительский уголок, включающий различную информацию: нормативные документы; объявления и рекламы; продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки).
Здесь же, в раздевалке есть уголок «Моё настроение», где ребёнок вместе со взрослым рядом со своей фотографией прикрепляет весёлого или грустного гномика. Задача педагогов – комфортное самочувствие каждого малыша. Маме приятно будет, придя за ребёнком, увидеть, что у ребёнка хорошее настроение.
Родители часто не владеют необходимыми знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Одна из задач ФГОС ДО - обеспечение психолого–педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [ФГОС ДО п. 1.6] Исходя из этого, педагогический коллектив нашей группы в своей работе ставит целью создание условий для развития компетентности родителей, повышение их педагогической культуры. С этой целью широко используем такую форму работы как папки-передвижки. Подобран обширный материал по различным разделам и темам: «Трудовое воспитание в семье», «Капризы или истерика?», «Азбука дачной безопасности», «Как и что подарить на Новый год», «С мамой весело играть», «Чудесные свойства улыбки» и др.
Также постоянно функционирует фотостенд, где размещаются семейные фотографии: «Как я провёл лето», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Что такое Новый год?», «Мой папа - защитник», «Мамы разные важны», «Мы - помощники» и др. Работа в данном направлении помогает созданию общности интересов детей и родителей.
С этой же целью дети совместно с родителями и с другими членами семьи при изучении лексической темы «Семья» составляют семейное дерево.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и Семейный календарь, который помогает родителям ориентироваться в интересных для ребёнка событиях, отмечаемых в стране и мире, даёт необходимую информацию, которую мама или папа могут обсудить с детьми в семье.
Регулярно проводим идивидуальные и групповые консультации («Домашняя игротека», «Если ребёнок не говорит», «Готовим вместе с детьми», «На пути к большому спорту», «Как правильно вести себя с ребёнком-левшой», «Точечный массаж при ОРЗ», «Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры» и др.).
Проводятся групповые родительские собрания 2 - 3 раза в год. На них обсуждаем задачи на новый учебный год, результаты проделанной работы, вопросы воспитания и др. проблемы, приглашаем других специалистов (психолога, медработника, которые также консультируют родителей по интересующим их проблемам.
С целью установления теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми организуем совместные досуги.
Ещё одной формой работы с родителями являются совместные проекты («Мир в твоём окне», «Профессии моих родителей»).
Результатом общения и совместной работы детей, их родителей и педагогов группы стало создание мини-музея «Книжкин дом».
Тема музейной педагогики актуальна, так как помогает решить одну из главных задач педагогического коллектива по взаимодействию с родителями - привлечение к сотрудничеству семьи воспитанников с целью которой является воспитание маленького читателя. Также это и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, и расширение кругозора дошкольников, и развитие творческих способностей, и вовлечение родителей и семей воспитанников в жизнь детского сада.
В создании мини-музея "Книжкин дом" родители нашей группы принимали активное участие, за что им огромное спасибо!
Знакомя наших воспитанников с прошлым, мы приобщаем детей и родителей к ознакомлению с историей возникновения первых рукописей, возникновения первых книг: дети совместно с мамами и папами собирают разные книги и старинные книги. Итогом такой работы стали выставки книг разного формата и старинных предметов рукописей.
Привлекаем родителей в участии не только в жизни группы, но и жизни сада – участие в выставках поделок детей и родителей, участие в Интернет-конкурсах.
Сделать из родителей помощников и сотрудников в деле воспитания и развития ребёнка можно лишь убедив их в том, что они это смогут, что понимать своего ребёнка - увлекательное и благородное дело, а, поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада возникают постепенно. Для этого надо много, долго и кропотливо трудиться, постоянно находя новые пути сотрудничества с родителями.