Людмила Аканаева
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок»
Звениговского района Республики Марий Эл
Аканаева Л. Г.
Преемственность дошкольного и начального образования
в условиях реализации ФГОС.
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Проблема преемственности между детским садом и школой существует уже давно, но в настоящее время, как никогда раньше, эта проблема стала актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, получаемых детьми на разных этапах образования существенны. Отчасти проблема состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Чему учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника? С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
• Начальная школа начинается с предшкольного образования (слайд 3).
(слайд 4)Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения. Цель: определение общих принципов преемственности между ступенями образования и обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.
(слайд 5) К сожалению, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это, в старшем дошкольном возрасте, привело к вытеснению игровой деятельности, но ведь именно игра является основным видом активной деятельности дошкольника. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого — увеличение нагрузок, переутомление, ухудшение здоровья, что спровоцировало снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению. Принятие ФГОС помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. В связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе. Важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.
(слайд 6) Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы? Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе. Во-вторых- развитие коммуникативности детей (умение общаться со взрослыми и сверстниками). В третьих- развитие любознательности детей; - развитие способности детей самостоятельно решать творческие задачи; - формирование творческого воображения детей, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
(Слайд 7) Как это решается на практике? В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует требованиям ФГОС по принципу преемственности образовательной деятельности между дошкольным учреждением и начальной школы. Условиями эффективного взаимодействия детского сада и школы выступают: Совместный план мероприятий
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей
- Преемственность (Детский сад и Школа)
- Совместная и продуктивная деятельность (Дети-родители -педагоги)
(слайд 8) Так же в детских садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью. В нашем детском саду мы разработали план мероприятий, предусматривающий: беседы о школе, как с детьми, так и с родителями; различные экскурсии, не только в школу, но и в библиотеки (слайд 9); уголок школьника, с размещенными в нем школьными атрибутами, которыми можно воспользоваться при игре в школу (слайд 10); поздравление ветеранов с праздниками (слайд 11, Праздники (День смеха, День Защитника Отечества) (слайд 12, различные спортивные соревнования (слайд 13, пробные уроки в школе (слайд 14, беседы и игры психолога с детьми подготовительной группы, кружок «Знаечка» в подготовительной группе, в День Знаний дошкольники посещают праздничную линейку в школе и поздравляют первоклассников с началом учебы (слайд 15).
Но, все же считаю, что сотрудничество между детским садом и школой должно быть более серьезно, хотелось бы более тесного общения с учителями начальных классов. Это и взаимопосещения занятий и уроков, совместные педсоветы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы, чтобы знать, чем на данное время живет школа и что происходит в детском саду. Учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе. Еще Надежда Константиновна Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…» (слайд 16)
Литература:
1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
2. Кузнецова В. К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно- воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
3. Фельдштейн Ф. М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М. : Международная педагогическая академия», 1995.
4. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.