Елена Неминущая
Приоритеты методической работы дошкольной организации в условиях инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, отношение, иной педагогический менталитет. Поэтому так важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.
В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагогов как условие их активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач, что ведет в конечном итоге к повышению качества образования.
Темочки:
Решить проблемы может лишь системная методическая работа старшего воспитателя.
Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным ее стратегическим ресурсом являются люди.
Поэтому одна из основных ее целей на современном этапе – это оказание конкретной практической помощи педагогам в совершенствовании технологий, форм, методов образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО в соответствии с современной нормативно-правовой базой в сфере образования.
Задачи:
1. Организация образовательного процесса в соответствии с федеральным образовательным стандартам дошкольного образования.
2. Обновление образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода к образованию, технологий дифференцированного, индивидуализированного развития.
3. Построение единого сообщества «родители – дети – педагоги –
институты детства» с целью обеспечения возможности каждому дошкольнику реализовать свои способности.
4. Повышение качества воспитательно - образовательного процесса, опирающегося на принципы взаимоуважения, сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, компетенциями.
Главные ориентиры методической работы :
- с одной стороны - управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога,
- с другой - рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОО.
Чтобы решить поставленные перед образовательной организацией задачи, необходимо использовать механизмы стимулирования педагогов, т. е. повышения их мотивации к обновлению системы образования конкретной дошкольной организации.
Механизмы стимулирования могут быть как внешними, так и внутренними, а также моральными и материальными.
К внешним механизмам, способствующим активному профессиональному росту педагогических кадров мы относим, в первую очередь, участие дошкольной организации в инновационной деятельности.
Основная цель инновационной деятельности ДОО – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
Достигается эта цель за счет создания необходимых условий вхождения педагогического коллектива в режим инноваций на основе учета индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Без сомнения, с момента изменения нормативно - правовой базы в сфере образования, введения ФГОС ДО, в режиме модернизации и инноваций работают все дошкольный образовательные организации. Кроме того, многие детские сады участвуют в инновационной деятельности на муниципальном и региональном уровнях.
МДОУ «ЦРР - детский сад №4 п. Майский» является активным участником инноваций на региональном уровне:
2010- 2013 годы – участник регионального эксперимента по организации вариативных форм ДО – группы кратковременного пребывания для детей 5-7 лет, ранее не посещавших детский сад;
2014-2016 г. - инновационная площадка «Развитие вариативных форм дошкольного образования в условиях региона»;
2014-2016 г. - стажировочная площадка музыкальных руководителей Белгородского района по внедрению ФГОС ДО;
2017-2020 г. – ресурсная площадка по обновлению содержания дошкольного образования «Развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе детей раннего возраста»;
2017-2019 г. - инновационная площадка «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях игрового ЛЕГО - центра на базе дошкольных образовательных организаций.
Активное участие дошкольной организации в инновационной деятельности на региональном уровне привело к созданию системы (алгоритма) на уровне дошкольной организации.
Система методической работы в условиях инновационной деятельности
1. Организационное сопровождение инновационной деятельности
1.1. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность.
1.2. Анализ кадрового состава сотрудников, профессиональных возможностей педагогов.
1.3. Создание структурных подразделений– творческой/ рабочей группы по проблеме инновационной деятельности.
1.4. Планирование инновационной деятельности.
Формы работы : педсоветы, семинары, консультации, размещение информации на сайте ДОО, передача информации педагогам через Интернет. Мониторинг, анкетирование, опросы, контроль (оперативный, тематический, фронтальный, открытые показы педагогической деятельности с последующим анализом опросы, беседы, консультации.
Результат: База нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО по направлениям, инновационной деятельности; база данных кадрового состава, рейтинг уровня профессионального мастерства педагогов, локальные акты МДОУ, планы творческой/ рабочей группы
2. Информационно-аналитическое сопровождение инновационной деятельности
2.1. Информирование о новых разработках, методическом обеспечении по направлению инновационной деятельности.
2.2. Изучение передового педагогического опыта, касающегося темы нововведения
2.3. Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, методическими материалом : программы, УМК, методические пособия.
2.4. Обеспечение информационной открытости инновационной деятельности.
Формы работы : Педсоветы, семинары, семинары-практикумы, презентации, мастер-классы, консультации, открытые педагогических мероприятий; размещение Информации на сайте ДОО, передача информации через Интернет.
Результат: Создание информационно-методической базы (справочные и практические материалы для использования в работе); база данных передового педагогического опыта по направлению инновационной деятельности; библиотека, видеотека; размещение материалов инновационной деятельности на сайте МДОУ, других образовательных порталах в сети Интернет.
3. Поддержка и сопровождение инновационной деятельности.
3.1. Повышение профессионального мастерства в рамках курсов ПК.
3.2. Использование интерактивных форм методической работы с педагогическим коллективом по направлению инновационной деятельности.
Формы работы : курсы ПК: заочные, очные, очно-заочные, дистанционные; семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, проектная деятельность, открытые педагогические мероприятия, мастер-классы, вебинары.
Результат: просвещение и обучение кадров: сертификаты, дипломы; Накопление педагогического опыта: апробация и внедрение в практику эффективных моделей, методик, технологий, программ.
4. Диссеминация инновационного опыта
4.1. Использование активных форм методической работы на уровне ДОО.
4.2. Участие в методической работе на муниципальном и региональном уровнях.
4.3. Обобщение АПО.
4.4. Участие в профессиональных конкурсах.
Формы работы : Педагогические советы, семинары-практикумы, круглые столы, вебинары, педагогические форумы, педагогические туры.
Результат: статьи в сборниках, журналах, методические рекомендации; размещение материалов на сайтах Бел ИРО, Всероссийских образовательных сайтах и порталах. Повышение педагогической компетентности, профессиональный рост: грамоты, дипломы, благодарности.
5. Рефлексия инновационной деятельности
5.1. Анализ результатов, продуктов инновационной деятельности.
5.2. Анализ результатов, продуктов инновационной деятельности.
Формы работы : мониторинг, анкетирование, педагогические советы, круглые столы, конференции, вебинары.
Результат: отчеты, информационные карты, статьи в журналах, сборниках.
Результаты участия воспитанников и педагогов в конкурсах, фестивалях муниципального, регионального Всероссийского уровней.
Данная сложившаяся система включения педагогов в инновационную деятельность дает возможность применять моральные и материальные стимулы.
Моральные стимулы:
- Возможность профессионального и творческого и роста, связанного с овладениями новыми технологиями в условиях реализации ФГОС.
- Потребность в самообразовании, ведь педагог «живет» до тех пор, пока он учится.
-Достижение более высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.
- Повышение статуса педагога, как профессионала способствует повышению его статуса и рейтинга среди родителей воспитанников.
- Повышение самооценки педагога, получение удовлетворенности от результатами труда, т. к. участие в инновации – это вклад работника в общие результаты деятельности организации. Это участие затем учитывается администрацией при публичном признании заслуг в виде грамот, благодарностей разного уровня, что является очень большим стимулом для любого профессионала.
Материальные стимулы:
-Стимулирование зарплаты сотрудников, принимающих активное участие в инновационной деятельности.
- Дополнительные баллы к аттестации, присвоение категории и, соответственно, повышение зарплаты.
Представленная система методической работы хорошо зарекомендовали себя в условиях модернизации образования. А представленная система методической работы помогла педагогическому коллективу определиться и найти свой путь развития в условиях инновационной деятельности.
Но, любая система только тогда действенна, когда есть положительный результат, который напрямую связан с повышением качества образования. Определить его можно по 2 основным параметрам:
1. Положительная динамика качества образовательного процесса:
- 2015 -2016 уч. г. - 10%;
- 2016-2017 уч. г. - 12%;
- 2017 - 2018 уч. г. - 15%.
2. Уровень развития творческих способностей воспитанников, определяемых результатами участия в конкурсах и фестивалях разного уровня в 2015 -2018 г. г. :
- 44 воспитанника и 3 детских коллектива стали призерами муниципальных конкурсов;
- 6 воспитанников и 2 детских коллектива - призеры региональных конкурсов.
Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод, что представленная система методической работы МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» в условиях инновационной деятельности является действенной, способствует повышению конкурентоспособности дошкольной образовательной организации, качества дошкольного образования в контексте современной образовательной политики.