Нина Авдиенко
Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования.
Публикация «Эффективность работы с родителями путем активного включения в деятельность ДОУ в условиях ФГОС » размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ребята должны быть вовлечены в различные деятельности, исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Поэтому работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО особенно актуальна.
В ФГОС указано, что нужно развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг.
Семья – это самая влиятельная структура, под воздействием которой формируется человек. Вырастая, мы часто не замечаем, как сильно зависим от мнения родителей, привыкаем смотреть на мир через призму семейных ценностей и традиций, установок и принятых правил поведения. Образ личности складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли человек любовь и уважение или привык к тому, что его не замечают, а общение проходит только в скандалах и на повышенных тонах. Куда бы мы ни переместились, в каком бы обществе ни развивались, как бы много мы ни достигли, наш личный опыт взаимодействия внутри своей семьи с родителями, братьями и сестрами будет всегда следовать за нами, определяя наше поведение.
Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.
Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.
Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, перед нами стоит цель – содействие комфортных условий и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.
Задачи:
содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;
расширение возможностей понимания своего ребенка родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через совместные мероприятия;
формирование доверия родителей (законных представителей) к педагогам ДОУ.
Поставленные цели и задачи реализуется путё м блоков следующей направленности:
диагностическая,
информационная,
развивающая,
консультационная.
В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми педагогами проводятся:
информационный стенд;
групповые консультации, родительские собрания;
индивидуальное консультирование;
анкетирование родителей : «Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком» (методика разработана Е. И. Захаровой, доцентом кафедры возрастной психологии МГУ, канд. психол. наук, Анкета «Что мешает вашему ребенку?»
Как и в работе с детьми, так и в работе с родителями, наиболее эффективный результат сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг, поэтому предлагаю распространить опыт воспитателя Лынник Ю. Н., в проведении не традиционных родительских собраний с включение игровых занятий, как с родителями, так и совместных детско-родительских. В помощь проведения таких собраний предлагаю программу психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений «Организация семейного клуба в условиях ДОУ».
Целью работы Семейного клуба является формирование у родителей психолого-педагогической компетентности и рефлексии, позволяющей понимать своего ребенка, грамотно выстраивать общение и совместную деятельность с ним.
Показателями эффективности работы клуба является :
1. Появление интереса у родителей к содержанию занятий.
2. Возникновение дискуссий по инициативе родителей.
3. Ответы на возникшие вопросы самими же родителями, приведение примеров из собственного опыта.
4. Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов, а также посещение самих заседаний.
5. Активизация размышлений родителей, откровенность признаний собственных психолого-педагогических ошибок, теоретическое нахождение оптимальных методов воспитания детей в процессе заседания клуба.
Схема взаимодействия детского сада с семьей
ДОУ и семья:
- Консультации, тренинги, круглые столы
-Педсоветы
-Консультативный пункт
-Семейный клуб
-Совместные праздники и развлечения
-Дни открытых дверей
-Психологические опросы, тестирование
-Информационные стенды
Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной процесса с помощью игровых тренингов; совместных с детьми родительских собраний; праздников, где родители участники, а не зрители, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.
Чтобы правильно и наиболее эффективно выстроить работу с родителями, необходимо знать родителей.
Методы изучения семьи
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если вы будете знать не только своих воспитанников, но и их семьи.
Каковы же сами методы изучения семьи:
Анкетирование;
Наблюдение за ребенком;
Посещение семьи ребенка;
Обследование семьи, при помощи проектных методик;
Беседа с ребенком;
Беседа с родителями.
Я предлагаю вашему вниманию несколько методик:
«Какая атмосфера царит в твоей семье?»
"Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми"
«Насколько вы близки своему ребенку?»
«Что мы знаем о своем ребенке?»
Проективный тест «Семейная социограмма»
Тест на определение типа матери
И другие…
Вы можете самостоятельно разработать свою анкету с интересующими вас вопросами, в системе детско-родительских отношений. Цель этих анкет, проектных методов изучения сводится, к тому, чтобы облегчить вашу работу с родителями и воспитать полноценно развитого нового члена общества!
Литература:
А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания
Бодалев А. А. Психология межличностных отношений
Дружинин В. Н. Психология семьи
Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986
Дугинова Е. А. под редакцией Ульяновой Ю. А. Коррекция детско-родительских отношений. - г. о. Новокуйбышевск, 2009 год
Н. Р. Айвазова, Е. В. Фасыкова - Организация Семейного клуба в условиях ДОУ- Волжск, 2005
Закона РФ «Об образовании»