Евгения Дементьева
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста путем использования объяснительно-иллюстративного метода
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника путем использования объяснительно-иллюстративного метода обучения.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Определить положительные моменты применения объяснительно-иллюстративного метода в процессе развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Способствовать профессиональной активности педагогов в применении объяснительно-иллюстративного метода на практике.
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста путем использования объяснительно-иллюстративного метода» размещена в разделах
Теоретическая часть.
Развитие познавательной деятельности дошкольников является одной из важнейших задач в деятельности педагога. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.
Познавательная деятельность представляет собой процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим, дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.
Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
Сегодня я хотела бы обратить Ваше внимание на технологию объяснительно-иллюстрированного обучения. Конечно, может показаться, что на фоне современных технологий обучения, объяснительно-иллюстрированная технология во многом уступает и проигрывает. Но не стоит забывать о том, что данная технология обучения зарекомендовала себя на протяжении многих лет как эффективная и мало затратная технология обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что педагог, воспитатель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.
Этапы деятельности воспитателя и дошкольника в этом дидактическом процессе выглядят так: воспитатель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Дошкольник воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.
Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания имеют свои сильные стороны, а именно: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности воспитателя на обучающихся, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
1 уровень занятия – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление.
2 уровень занятия – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.
Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы ( например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях, диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).
И как итог всего выше сказанного, я предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по теме «Лесные жители весной» с использованием объяснительно-иллюстративной технологии. Итак, начнем.
Практическая часть.
Цель:
Обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизировать словарь детей по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные».
Совершенствовать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 4-5 предложений.
Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Совершенствовать умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Коррекционно-развивающие :
Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитательские:
Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Беседы, составление рассказов о диких животных.
Отгадывание загадок о диких животных.
Слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса).
Разучивание подвижных игр.
Оборудование:
Картинки с дикими животными (волк, заяц, медведь, белка, лиса, еж).
Макет леса, макет «лесной полянки»,
Музыкальное оснащение
Ход занятия:
1. Организационный момент
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по весеннему лесу и познакомиться с жителями весеннего леса.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла…Весна (Изучение макета Лес, Весна).
А какие изменения происходят с наступлением весны в природе? (Ответы).
Правильно, все вокруг оживает, распускаются почки, зеленеет травка, просыпаются животные, птицы прилетаю из дальних стран, все вокруг оживает после зимней стужи.
Сегодня по дороге в детский сад я нашла сумку почтальона, в ней много поздравительных писем. Ведь с наступлением весны мы празднуем, какой праздник? (8 марта). Чтобы вернуть письма нам нужно разгадать адресатов. Мы сейчас попробуем отгадать загадки и узнаем, кому адресованы эти поздравления. Вы согласны? (из сумки по одной достается открытка, в ней загадка и картинка животного).
1) Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Кто же это? (Белка) демонстрируется картинка с изображением белки.
2) Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (Заяц) демонстрируется картинка с изображением зайца.
3)Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса) – демонстрируется картинка с изображением лисы.
4)Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь) демонстрируется картинка с изображением медведя.
5) Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк) демонстрируется картинка с изображением волка.
Ну и последняя загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто же этот почтальон, который потерял сумку с письмами в лесу.
6) Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик) демонстрируется картинка с изображением ежа.
Вот молодцы! Правильно все отгадали. А как вы думаете, от кого нам пришло письмо? Правильно от диких животных. А почему они так называются?
Вы знаете, хочу Вам признаться, что не сразу я узнала наших зверей, потому что выглядят они по разному зимой и летом. Давайте разберемся, кто меняет свои наряды к зиме?
Белочка (демонстрируется картинка с изображением белки зимой и летом).
Как вы думаете, почему белочка меняет шубку зимой? (Ответы)
Зимой деревья стоят без листьев, а на фоне темно – серых веток и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем рыжая. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она готовит теплое дупло, припасы грибов, желудей, орешек.
Заяц (демонстрируется картинка с изображением зайца зимой и летом).
А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, затем задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Каждый высказывает свое мнение).
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. А как заяц домик себе устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
А враги у него кто?
Лиса (демонстрируется картинка с изображением лисы зимой и летом).
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Питается лиса мелкими зверьками, живет в норе, которую готовит сама, в норе у нее рождаются лисята.
А еще кого боится заяц?
Волк (демонстрируется картинка с изображением волка зимой и летом).
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Как вы думаете, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Ответы).
Медведь (демонстрируется картинка с изображением медведя зимой и летом).
Медведь зимой спит с своей берлоге и сосет лапу, а весной пробуждается и ходит в поисках пищи. Ест кору деревьев, зеленую травку. А что еще любит есть медведь?
Что объединяет всех этих зверей? (ответы) Правильно, все эти звери живут в лесу, они дикие.
Еж (демонстрируется картинка с изображением ежа зимой и летом).
Всю зиму спал не только медведь, но и Еж. Еще с осени ежик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ежик, зафыркал «Ф-ф-ф – вставать пора – весна пришла».
Как же отыщем нашего почтальона, а что есть у нашего ёжика, чего нет у других животных?
(Иголки, колючки)
- Для чего ёжику нужны иголки?
(Чтобы защищаться от других зверей, чтобы носить на спинке себе еду: яблочки, грибочки)
- Чем питается?
Яблоками, грибами, ягодами, насекомыми и т. д
- Какая у него мордочка?
(вытянутая)
- А какие у него глазки?
(Чёрные, круглые)
- А какие у него ушки?
(Маленькие)
- А какие лапки?
(Короткие)
Молодцы! У нас с вами получился интересный рассказ про ёжика. Послушайте пожалуйста, что у нас получилось.
Ёжик живёт в лесу. Его спинка покрыта иголками. У него вытянутая мордочка, острый нос. Глаза чёрные, круглые. Уши маленькие, лапки короткие. Питается ёжик грибами и ягодами.
Дети рассказывают по цепочке.
Ну что теперь мы знаем, кому эти письма и где живут их хозяева. Давайте отнесем им, они, наверное, их очень ждут. Вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать). Нам предстоит познавательное путешествие, а поможет преодолеть нам все препятствия на пути волшебный мяч, который я нашла в сумке ежика. Ну что в путь!
Двигательное упражнение. «В путь!»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом)
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали (Бегут на носочках)
В лес весенний прибежали.
Вот мы уже и в лесу! Как легко дышится в весеннем лесу. Все лесные звери рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики – надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть – мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться. Зайчик меняет свою белую шубку на серую (Демонстрация картинки «Звери в весеннем лесу»).
Упражнение «Назови детёнышей» (демонстрируются картинки зверей с детенышами)
Весной у животных появляются детёныши. Назовите, у кого какие детёныши. Я бросаю мяч и называю маму, вы бросаете мяч обратно и называете детёныша.
Медведь - медвежонок,
Лиса -,
заяц -,
волк -,
ёж-
белка-.
Отлично справились мы с этим заданием.
С появлением детенышей зверей в лесу становиться больше зверей.
Упражнение «Один – много» (демонстрируются картинки один медведь и медведь с детенышами, и так про всех зверей).
Один медведь – много медведей,
Одна лиса -,
Один заяц - ,
Один волк -,
Один ёж- …
Одна белка-
Отлично мы с Вами поработали, но нам предстоит еще долгий путь, нужно размяться.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке,
(Загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Воробью. Синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Упражнение «Назови какой».
Мы знаем, что все лесные звери разные, не похожие друг на друга.
Скажите, если ёж с иголками, то он какой? (колючий)
У волка много зубов, он какой? (зубастый)
Лиса лукавит, хитрит, она какая? (хитрая)
Заяц боится, он какой? (трусливый)
Белка ловко прыгает по веткам, она какая? (ловкая)
Медведь может сломать молодое деревцо, он какой? (сильный).
Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
Серый, злой, голодный. (Волк.)
Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Много чего мы узнали с Вами про зверей, и как они выглядят и какие у них детки. А вот какие у них домики, где живут они в лесу? Если вы внимательно меня слушали, то легко справитесь с этим заданием.
Игра с мячом «Что не так». Нужно найти ошибку и сказать правильно, кто, где из животных живет, отвечает тот, кто поймал мяч. После задания демонстрируются картинки дупло, берлога, нора, логово, куст.
Волк живет в дупле?
Лиса живет в берлоге?
Белка живет в норе?
Заяц живет в логове?
Еж живет в под кустом?
Медведь живет в норе?
Ну что мы все теперь знаем о лесных зверях. Верно!
Пальчиковая игра «Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем.
(ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(закрываем «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это — оленьи.
(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население!
(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
Вот и добрались мы до места назначения, (демонстрируется картинка с изображением ежика) оставим ежику письма, а он разнесет их адресатам. Пора возвращаться домой.
Двигательное упражнение. «В путь!»
Из леса весеннего мы шагаем (Идут маршевым шагом)
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом)
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали (Бегут на носочках)
И домой мы прибежали.
Всем спасибо за участие и помощь!
Уважаемые коллеги, я показала вам непосредственно образовательную деятельность по развитию познавательной деятельности путем объяснительно – иллюстративного метода по теме : «Дикие животные весной». Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Выбранные методы и приемы соответствуют возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости). Вся деятельность была объединена единым сюжетом – путешествием. Активизируя знания детей о диких животных весной одновременно решались задачи по совершенствованию лексико-грамматических средств языка. Дети упражнялись в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в игре «Назови детёныша». А так же образовывали существительные множественного числа в родительном падеже в игре «Один-много».
Так же на протяжении всей НОД проводились задания на развитие мыслительной деятельности – дети отгадывали загадки, на развитие зрительного и слухового внимания и памяти (описательный рассказ из 4-5 предложений за взрослым).
С целью профилактики утомления у детей использовалась постоянная смена деятельности - «Физ. минутка», «Пальчиковая гимнастика».
Надеюсь мой опыт будет Вам полезен. Благодарю за внимание!