Наталия Садоменко
Консультация для воспитателей «Повышение общей и моторной плотности образовательной деятельности по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение общей и моторной плотности образовательной деятельности по физической культуре.
На плотность образовательной деятельности влияет его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.
Рациональное использование времени, во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.
Публикация «Консультация для воспитателей „Повышение общей и моторной плотности образовательной деятельности по физической культуре“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности деятельности и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением.
При фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.
Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.
Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.
При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время деятельности; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность деятельности; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно. Остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки.
При этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.
Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов.
Методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность деятельности.
Старшим дошкольникам можно давать сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на ведущие детали, ограничиться беглым показом, напоминанием основных способов его выполнения.
Объяснения должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.
Повышению плотности способствует подготовленность воспитателя к ведению деятельности.
На необходимые вспомогательные действия в процессе деятельности отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводственной затраты времени.
Участие воспитателя в играх и упражнениях повышает эмоциональный настрой детей, влияет на их двигательную активность. Поддержание строгой дисциплины в ходе образовательной деятельности необходимо в связи со сложностью их организации и обеспечением безопасности детей. Но порядок не доложен носить формальный характер.
Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время деятельности должна быть четкая дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.
Оптимальная физическая нагрузка во время образовательной деятельности - залог дисциплины. Следует до деталей продумывать организацию деятельности детей на занятии (например, участие всех детей в расстановке оборудования, что повышает показатель моторной плотности)
Важным средством повышения плотности деятельности является их музыкальное сопровождение. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки.
Для активизации малоподвижных детей эффективно использование музыкального сопровождения. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части деятельности в единый сюжет, в связи с чем увеличивается двигательная активность.
Чтобы образовательная деятельность по физической культуре отвечала поставленным воспитательно -образовательным и оздоровительным задачам, она должна быть интересной, вызывать у детей определенный эмоциональный подъем. Это обеспечивается «новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность движений, положительные эмоции, желание достичь результата.
В старших группах интерес детей повышается при самостоятельном выполнении упражнений; сознательном преодолении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведения деятельности воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективной деятельности, учитывая возможную меру интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их.
Увлекательность предстоящей деятельности позволяет повысить моторную плотность деятельности. В старшем дошкольном возрасте, по ее мнению, повышению интереса к движениям и, следовательно, двигательной активности способствует использование соревновательных моментов.
Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время деятельности по физической культуре необходимо :
• распределить двигательную активность с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;
• осуществлять планирование программного содержания образовательной деятельности в течение всего года с учетом уровня развития детей;
• поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время деятельности за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;
• при подготовке к деятельности продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
• предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно - гигиенические требования, одежду и обувь.
• в водной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;
• во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание.
• предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д., ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).