Лучший педагог года

Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности

Альбина Ильина
Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности

Аннотация: Статья написана в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Предлагаемый опыт работы направлен на формирование интереса детей к неживой природе, развитие познавательно-исследовательской деятельности, протекающий в форме экспериментальных действий. Данный материал представлен для работы с детьми старшей группы.

Публикация «Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, старший дошкольный возраст, неживая природа.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различной окраске объектов окружающей действительности и возможности самому достичь желаемого цвета в ходе изобразительной деятельности, «пройти под радугой» и т. п.

Анализ исследований известных педагогов Дыбиной О. В., Поддъякова Н. И., Рахмановой Н. П. позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте имеет смысл культивировать познавательно – исследовательскую деятельность.

Опыты, словно фокусы. Они помогают развивать наглядно - образное мышление, логику, зрительную память, позволяют показать связи между живым и неживым в природе; предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов.

Каждое исследование помогает ребенку найти решение различных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению познавательного творчества.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, Н. Н. Поляков) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка».

Вот на этом положении и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками, позволяющее решать задачи образовательной области «Познавательное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Формированию ребенка как самостоятельного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания, способствует организация в дошкольном образовательном учреждении мероприятий познавательного цикла, как партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия.

Для организации оптимальной образовательной деятельности по данному направлению в группе преобразована развивающая предметно-пространственная среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности, позволяющий ребенку самостоятельно воспроизводить опыты, доступные детям старшего дошкольного возраста. Лаборатория постоянно пополняются новыми материалами для экспериментирования, которые всегда доступны детям. В групповом помещении создан центр преобразования «Мастерилки», в котором собран природный, бросовый, изобразительный материалы и уголок «Знайки», где расположена познавательная литература, энциклопедии, реальные объекты, муляжи, иллюстрации, наглядный материал и пр.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко спланированная система сотрудничества с родителями.

В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные формы работы : родительские собрания из цикла «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», мастер-классы с элементами экспериментирования, тематические консультации, различные виды анкетирования; оформляю папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотеки, привлекаю родителей воспитанников к созданию познавательно-развевающей среды в группе, предлагаю выполнять дома несложные задания поискового характера.

Тесно сотрудничая с родителями, я хочу отметить их заинтересованность данным направлением деятельности с детьми, проявление инициативы, ответственности, стремление к сотрудничеству, желание участвовать в совместных мероприятиях группы, детского сада, что позволяет повысить их образовательный уровень.

Благодаря проделанной работе родители с желанием организуют изготовление книжек-малышек, фотосессии, оформление альбомов «Экспериментируйте вместе с нами».

Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в закономерности предметов и явлений.

Благодаря проделанной работе родители с желанием приняли участие в групповом проекте «В стране экспериментов»

Хочу отметить важность проделанной работы не только с родителями, но и и с педагогами ДОУ. Применяя различные формы работы с коллегами (семинары-практикумы,консультации,мастер-класссы,поисково-творческие задания) по данной теме, целью которой является повышение педагогической компетенции.

Таким образом, работа по данной проблеме позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируется такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатенко О. В. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2013.

2. Дыбина О. В, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетенина. Ребенок в мире поиска ТЦ Сфера, 2012.

3. Иванова А. И. Естественно - научные эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

Публикации по теме:

«Формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Как природный исследователь окружающего мира, малыш открывает мир через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Он изучает все как.

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста путем использования объяснительно-иллюстративного метода Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника путем использования объяснительно-иллюстративного метода.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Цель: Уточнить и расширить знания детей о значении воды в нашей жизни, Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Конспект прогулки по формированию обобщённых представлений о сезонных изменениях в неживой природе Программное содержание: Образовательная область «Познание» : - Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения продолжать.

Опытно экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми по формированию представлений о взаимосвязи живой и неживой Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к "рукотворному.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» МБДОУ «Детский сад № 134» Проект По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» Составил.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ «Враг природе — мусор» Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ (мультимедийной презентации) на.

Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Экологический проект (из опыта работы) «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 29 октября 2017 в 15:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД