Альбина Ильина
Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности
Аннотация: Статья написана в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Предлагаемый опыт работы направлен на формирование интереса детей к неживой природе, развитие познавательно-исследовательской деятельности, протекающий в форме экспериментальных действий. Данный материал представлен для работы с детьми старшей группы.
Темочки:
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, старший дошкольный возраст, неживая природа.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различной окраске объектов окружающей действительности и возможности самому достичь желаемого цвета в ходе изобразительной деятельности, «пройти под радугой» и т. п.
Анализ исследований известных педагогов Дыбиной О. В., Поддъякова Н. И., Рахмановой Н. П. позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте имеет смысл культивировать познавательно – исследовательскую деятельность.
Опыты, словно фокусы. Они помогают развивать наглядно - образное мышление, логику, зрительную память, позволяют показать связи между живым и неживым в природе; предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов.
Каждое исследование помогает ребенку найти решение различных задач и дает возможность понять, почему все происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению познавательного творчества.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, Н. Н. Поляков) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка».
Вот на этом положении и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками, позволяющее решать задачи образовательной области «Познавательное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Формированию ребенка как самостоятельного субъекта деятельности, в данном случае – субъекта познания, способствует организация в дошкольном образовательном учреждении мероприятий познавательного цикла, как партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия.
Для организации оптимальной образовательной деятельности по данному направлению в группе преобразована развивающая предметно-пространственная среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности, позволяющий ребенку самостоятельно воспроизводить опыты, доступные детям старшего дошкольного возраста. Лаборатория постоянно пополняются новыми материалами для экспериментирования, которые всегда доступны детям. В групповом помещении создан центр преобразования «Мастерилки», в котором собран природный, бросовый, изобразительный материалы и уголок «Знайки», где расположена познавательная литература, энциклопедии, реальные объекты, муляжи, иллюстрации, наглядный материал и пр.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко спланированная система сотрудничества с родителями.
В своей деятельности я стараюсь использовать разнообразные формы работы : родительские собрания из цикла «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», мастер-классы с элементами экспериментирования, тематические консультации, различные виды анкетирования; оформляю папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотеки, привлекаю родителей воспитанников к созданию познавательно-развевающей среды в группе, предлагаю выполнять дома несложные задания поискового характера.
Тесно сотрудничая с родителями, я хочу отметить их заинтересованность данным направлением деятельности с детьми, проявление инициативы, ответственности, стремление к сотрудничеству, желание участвовать в совместных мероприятиях группы, детского сада, что позволяет повысить их образовательный уровень.
Благодаря проделанной работе родители с желанием организуют изготовление книжек-малышек, фотосессии, оформление альбомов «Экспериментируйте вместе с нами».
Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в закономерности предметов и явлений.
Благодаря проделанной работе родители с желанием приняли участие в групповом проекте «В стране экспериментов»
Хочу отметить важность проделанной работы не только с родителями, но и и с педагогами ДОУ. Применяя различные формы работы с коллегами (семинары-практикумы,консультации,мастер-класссы,поисково-творческие задания) по данной теме, целью которой является повышение педагогической компетенции.
Таким образом, работа по данной проблеме позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируется такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбатенко О. В. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2013.
2. Дыбина О. В, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетенина. Ребенок в мире поиска ТЦ Сфера, 2012.
3. Иванова А. И. Естественно - научные эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012.