Папки-передвижки

Определение уровня мотивации при обучении математики

Ефимьева ИринаВикторовна
Определение уровня мотивации при обучении математики
▼ Скачать + Заказать документы

За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация, а в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С. Л. Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

Публикация «Определение уровня мотивации при обучении математики» размещена в разделах

Научному изучению причин активности человека положили начало ещё великие мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Платон, упоминавшие о нужде как об «учительнице жизни». Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеет природные основания. «Итак, всё, что люди делают, они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышлений, гнева и страсти».

Иными словами, необходимо постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся. Изучение проблемы мотивации показывает, что мотивация играет ведущую роль в обучении математики. Успешное и эффективное овладение математическими знаниями напрямую зависит от уровня развития мотивации к предмету.

Мотивации разделены на две противоположные категории:

– интринсивные (внутренние) мотивации;

– екстринсивные (внешние) мотивации.

Основной формой внутренней мотивации является любознательность, любопытство, необходимость знать и расширять горизонты знаний. В этом случае говорят, что мотивация исходит из притягательности преследуемой цели. Внешняя мотивация исходит от внешнего источника. Она определена достижением какой-то внешней цели. Если ученик учит хорошо, потому что он желает быть первым в классе, или из боязни, что огорчит родителей, то говорят, что обучение внешне мотивировано. Школьники с внутренней мотивацией мотивированны на достижение успеха, они обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в её реализацию. Деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя учащиеся с преобладанием внешней мотивации. Они мотивированны на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможности успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у которых преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, свой неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или лёгкостью задачи. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность» Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Обычно в учении преобладают внутренние мотивации. Поэтому необходимо добиться, чтобы внешние мотивации превратились, или по крайне мере приблизились к внутренним.

Планируя урок, составляя проверочные работы, очень важно, на мой взгляд, учитывать следующие факторы:

- отношение учащегося кпредмету;

- уровень подготовленности учащегося по математике;

- способности учащегося к математике;

- преобладающие в его жизни мотивы.

Для решения вышеперечисленных задач можно провести анкетирование учащихся на предмет определения доминирующих мотивов. В тесте каждому мотиву-категории соответствуют три вопроса. Эти вопросы расположены в произвольном порядке и сформулированы по-разному, что даёт большую объективность при анализе результатов тестирования. Проанализировав результаты тестирования, можно сделать выводы о правильности выбора стратегии повышения мотивации для отдельных учащихся и класса в целом.

Тест «Мотивация изучения математики»

1. Я получаю радость от занятия математикой, так как мне нравится преодолевать трудности.

2. Я регулярно занимаюсь математикой, потому что добиваюсь успехов по этому предмету.

3. Мне нравятся занятия математикой, так как это развивает мою память и ум.

4. Меня воодушевляет успех при решении задач.

5. Мне нравится заниматься математикой, потому что это очень интересно.

6. Мои товарищи и учителя уважают меня за успехи в математике.

7. Я добросовестно занимаюсь, потому что это развивает мой характер.

8. Мой класс должен быть лучшим в учебе, и я хочу внести в это дело свой вклад.

9. Я регулярно занимаюсь математикой, чтобы поддерживать и повышать свои знания.

10. Я хочу хорошо разбираться во всём, что предусмотрено программой по математике.

11. Знания по математике пригодятся в моей будущей профессии.

12. Я стараюсь хорошо учиться по математике, так как люблю быть в центре внимания.

13. Когда я справляюсь с трудной задачей, я получаю удовольствие и

чувствую себя победителем.

14. У меня поднимается настроение, когда я добиваюсь успехов по математике.

15. Меня радуют достигнутые успехи по математике.

16. Я стремлюсь на уроке решить задачу первым, потому что мне нравится чувство соперничества.

17. Я добросовестно учусь, потому что не хочу подводить своего учителя.

18. Я всегда довожу решение задачи до конца, потому что мне нравится добиваться поставленной передо мной цели.

19. Я хочу основательно знать математический материал, чтобы быстрее и качественнее решать задачи.

20. Мне нужны хорошие знания математики для поступления в ВУЗ.

21. Глубокие знания по математике позволят мне защищать честь моего класса, школы (города, республики) на математических олимпиадах.

22. Я регулярно выполняю задания по математике и другим предметам, потому что не хочу огорчать родителей плохими оценками.

23. Я всегда учусь добросовестно, потому что на сегодняшний день это мой долг.

24. Встретившись с незнакомой математической задачей, я стараюсь самостоятельно додумываться до её решения.

25. Мне нравится узнавать новое из истории математики, для этого я часто обращаюсь к дополнительной литературе.

26. Хорошие знания по всем предметам мне пригодятся в будущем.

27. Я всё делаю добросовестно, потому что хочу быть полезным гражданином.

Бланк для ответов.

Ф. И. О. ___ Класс ___

Номер и содержание утверждения Степень преобладания

не знаю немного достаточно значительно

В бланке для ответов ставится «+» под подходящей степенью преобладания данного утверждения.

Степень преобладания каждого утверждения оценивается от 0 до 3 баллов:

«не знаю» - 0 балла, ,

«немного» - 1 балл,

«достаточно» - 2 балла,

«значительно» - 3 балла.

Соответствие пунктов суждения мотивам-категориям

Познавательному мотиву соответствуют пп. 10, 19, 25;

мотиву подготовки кофессиональной деятельности пп. 11, 1, 26;

мотиву достижения успеха соответствуют пп. 9, 18, 24;

мотиву личногосамоутверждения соответствуют пп. 3, 7, 14;

мотиву эмоциональногоудовольствия соответствуют пп. 1, 4, 13;

мотиву социальногосамоутверждения соответствуют пп. 2, 6, 12;

социально-эмоциональному мотиву соответствуют пп. 5, 15, 16;

социально-моральному мотиву соответствуют пп. 8, 17, 22;

гражданско-патриотическому мотиву соответствуют пп. 21, 23, 27.

Максимальная сумма баллов для одного мотива не превышает 9 баллов. Наиболее предпочтительны для учащегося те мотивы, по которым он набрал наибольшее количество баллов.

Описание результатов педагогического эксперимента.

Подсчитав для каждого мотива общую сумму баллов в классе (s, можно вычислить процент доминирования каждого мотива-категории (p) в данном классе:, где n – количество учащихся в классе.

Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики :

1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики;

2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим интересом к предмету. Для этого уровня характерно доминирование социальных мотивов;

3) Средний уровень. Характеризуется стремлением к преодолению трудностей, осуществление которого возможно лишь при помощи со стороны. Доминируют мотивы личного самоутверждения и социальные мотивы;

4) Высокий уровень. Характеризуется корреляцией интереса и склонностей к предмету. Доминируют мотивы достижения успеха и мотивы личного самоутверждения;

5) Очень высокий уровень. Характеризуется интересом к сущности явлений и процессов. Доминируют следующие мотивы : достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия.

Публикации по теме:

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» «Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» Подготовила: инструктор по труду высшей.

Виды мотивации при планировании познавательной деятельности с детьми раннего возраста Подготовили: старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №44" Чечеткина Г. С. и воспитатель 1 категории Былинина Н. В. Дошкольное детство – время.

Использование дымковской игрушки при обучении детей изобразительной деятельности. 1. РАЗВИТИЕ ПРОМЫСЛА ИГРУШЕК В СЕЛЕ ДЫМКОВО. Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости.

Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет «Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет» Согласно исследованиям, поведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.

Несколько простых правил при обучении чтению! Независимо от того какой методикой обучения чтению вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, вам надо знать правила обучения.

Основные направления работы воспитателя ДОУ по профилактике школьных трудностей при обучении грамоте Основные направления реформы общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к системе образования. Эффективность решения этой.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Творческий отчет «Использование элементов аквааэробики и синхронного плавания при обучении плаванию малышей» «Вода – это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник наслаждения на.

Виды дисграфии, дислексии и возможные ошибки детей при обучении в школе Виды дисграфии, дислексии и возможные ошибки детей при обучении в школе (классификация дисграфии и дислексии, разработанная О. А. Токаревой).

Виртуальная экскурсия как способ формирования мотивации в обучении английскому языку В настоящее время целенаправленное развитие культурной личности представляется актуально значимым вопросом образования, которое включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Определение уровня мотивации при обучении математики
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 17:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Определение уровня мотивации при обучении математики» (включая файлы) размещена пользователем Ефимьева ИринаВикторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД