Ефимьева ИринаВикторовна
Определение уровня мотивации при обучении математики
▼ Скачать + Заказать документы
За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация, а в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С. Л. Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».
Публикация «Определение уровня мотивации при обучении математики» размещена в разделах
Научному изучению причин активности человека положили начало ещё великие мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Платон, упоминавшие о нужде как об «учительнице жизни». Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющее активность человека, имеет природные основания. «Итак, всё, что люди делают, они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышлений, гнева и страсти».
Иными словами, необходимо постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся. Изучение проблемы мотивации показывает, что мотивация играет ведущую роль в обучении математики. Успешное и эффективное овладение математическими знаниями напрямую зависит от уровня развития мотивации к предмету.
Мотивации разделены на две противоположные категории:
– интринсивные (внутренние) мотивации;
– екстринсивные (внешние) мотивации.
Основной формой внутренней мотивации является любознательность, любопытство, необходимость знать и расширять горизонты знаний. В этом случае говорят, что мотивация исходит из притягательности преследуемой цели. Внешняя мотивация исходит от внешнего источника. Она определена достижением какой-то внешней цели. Если ученик учит хорошо, потому что он желает быть первым в классе, или из боязни, что огорчит родителей, то говорят, что обучение внешне мотивировано. Школьники с внутренней мотивацией мотивированны на достижение успеха, они обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в её реализацию. Деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя учащиеся с преобладанием внешней мотивации. Они мотивированны на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможности успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у которых преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, свой неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или лёгкостью задачи. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность» Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Обычно в учении преобладают внутренние мотивации. Поэтому необходимо добиться, чтобы внешние мотивации превратились, или по крайне мере приблизились к внутренним.
Планируя урок, составляя проверочные работы, очень важно, на мой взгляд, учитывать следующие факторы:
- отношение учащегося кпредмету;
- уровень подготовленности учащегося по математике;
- способности учащегося к математике;
- преобладающие в его жизни мотивы.
Для решения вышеперечисленных задач можно провести анкетирование учащихся на предмет определения доминирующих мотивов. В тесте каждому мотиву-категории соответствуют три вопроса. Эти вопросы расположены в произвольном порядке и сформулированы по-разному, что даёт большую объективность при анализе результатов тестирования. Проанализировав результаты тестирования, можно сделать выводы о правильности выбора стратегии повышения мотивации для отдельных учащихся и класса в целом.
Тест «Мотивация изучения математики»
1. Я получаю радость от занятия математикой, так как мне нравится преодолевать трудности.
2. Я регулярно занимаюсь математикой, потому что добиваюсь успехов по этому предмету.
3. Мне нравятся занятия математикой, так как это развивает мою память и ум.
4. Меня воодушевляет успех при решении задач.
5. Мне нравится заниматься математикой, потому что это очень интересно.
6. Мои товарищи и учителя уважают меня за успехи в математике.
7. Я добросовестно занимаюсь, потому что это развивает мой характер.
8. Мой класс должен быть лучшим в учебе, и я хочу внести в это дело свой вклад.
9. Я регулярно занимаюсь математикой, чтобы поддерживать и повышать свои знания.
10. Я хочу хорошо разбираться во всём, что предусмотрено программой по математике.
11. Знания по математике пригодятся в моей будущей профессии.
12. Я стараюсь хорошо учиться по математике, так как люблю быть в центре внимания.
13. Когда я справляюсь с трудной задачей, я получаю удовольствие и
чувствую себя победителем.
14. У меня поднимается настроение, когда я добиваюсь успехов по математике.
15. Меня радуют достигнутые успехи по математике.
16. Я стремлюсь на уроке решить задачу первым, потому что мне нравится чувство соперничества.
17. Я добросовестно учусь, потому что не хочу подводить своего учителя.
18. Я всегда довожу решение задачи до конца, потому что мне нравится добиваться поставленной передо мной цели.
19. Я хочу основательно знать математический материал, чтобы быстрее и качественнее решать задачи.
20. Мне нужны хорошие знания математики для поступления в ВУЗ.
21. Глубокие знания по математике позволят мне защищать честь моего класса, школы (города, республики) на математических олимпиадах.
22. Я регулярно выполняю задания по математике и другим предметам, потому что не хочу огорчать родителей плохими оценками.
23. Я всегда учусь добросовестно, потому что на сегодняшний день это мой долг.
24. Встретившись с незнакомой математической задачей, я стараюсь самостоятельно додумываться до её решения.
25. Мне нравится узнавать новое из истории математики, для этого я часто обращаюсь к дополнительной литературе.
26. Хорошие знания по всем предметам мне пригодятся в будущем.
27. Я всё делаю добросовестно, потому что хочу быть полезным гражданином.
Бланк для ответов.
Ф. И. О. ___ Класс ___
Номер и содержание утверждения Степень преобладания
не знаю немного достаточно значительно
В бланке для ответов ставится «+» под подходящей степенью преобладания данного утверждения.
Степень преобладания каждого утверждения оценивается от 0 до 3 баллов:
«не знаю» - 0 балла, ,
«немного» - 1 балл,
«достаточно» - 2 балла,
«значительно» - 3 балла.
Соответствие пунктов суждения мотивам-категориям
Познавательному мотиву соответствуют пп. 10, 19, 25;
мотиву подготовки кофессиональной деятельности пп. 11, 1, 26;
мотиву достижения успеха соответствуют пп. 9, 18, 24;
мотиву личногосамоутверждения соответствуют пп. 3, 7, 14;
мотиву эмоциональногоудовольствия соответствуют пп. 1, 4, 13;
мотиву социальногосамоутверждения соответствуют пп. 2, 6, 12;
социально-эмоциональному мотиву соответствуют пп. 5, 15, 16;
социально-моральному мотиву соответствуют пп. 8, 17, 22;
гражданско-патриотическому мотиву соответствуют пп. 21, 23, 27.
Максимальная сумма баллов для одного мотива не превышает 9 баллов. Наиболее предпочтительны для учащегося те мотивы, по которым он набрал наибольшее количество баллов.
Описание результатов педагогического эксперимента.
Подсчитав для каждого мотива общую сумму баллов в классе (s, можно вычислить процент доминирования каждого мотива-категории (p) в данном классе:, где n – количество учащихся в классе.
Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики :
1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики;
2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим интересом к предмету. Для этого уровня характерно доминирование социальных мотивов;
3) Средний уровень. Характеризуется стремлением к преодолению трудностей, осуществление которого возможно лишь при помощи со стороны. Доминируют мотивы личного самоутверждения и социальные мотивы;
4) Высокий уровень. Характеризуется корреляцией интереса и склонностей к предмету. Доминируют мотивы достижения успеха и мотивы личного самоутверждения;
5) Очень высокий уровень. Характеризуется интересом к сущности явлений и процессов. Доминируют следующие мотивы : достижения успеха, личного самоутверждения, эмоционального удовольствия.