Светлана Яковлева
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
Яковлева Светлана Григорьевна, педагог-психолог
МБДОУ ЦРР-д/с №1 «Туллукчаан» с. Сунтар
РС (Я, муниципальный район «Сунтарский улус (район)».
Аннотация: Работа с детьми не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. На современном этапе развития дошкольного образования актуальной остаётся проблема психолого–педагогической компетентности родителей.
Публикация «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей» размещена в разделах
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, взаимодействие, сотрудничество, воспитание, общение, эмоциональное состояние.
Одно из требований ФОП к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. На современном этапе развития дошкольного образования актуальной остаётся проблема психолого – педагогической компетентности родителей.
От того как складываются детско-родительские отношения, какую воспитательную позицию, стиль воспитания выбирают родители, во многом зависит развитие и успешная социализация ребенка.
Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ с педагогами (логопед, педагог–психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по гигиене) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Сотрудничество с семьями в нашем ДОО можно разделить на 2 блока.
Информационный блок – просвещение родителей. С целью просвещения родителей используются различные формы взаимодействия. Неотъемлемой частью этой работы является выявление с помощью анкетирования отношения родителей к воспитанию, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах по вопросам воспитания и развития детей.
Используются различные средства информации для родителей : фотовыставки, видеоролики, выпускается газета «Сонуннар» («Новости», оформляются тематические стенды, выставки, оформление папок-передвижек, обзор новинок литературы на родительских собраниях, организация выставки соответствующих пособий, семинары-практикумы, консультации, тренинги.
Работа детского сада направлена на сотрудничество и психологическую поддержку родителей, как в качестве индивидуальных консультаций, так и методов групповой работы. В каждой группе регулярно проводится тематические родительские собрания. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы регулировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные просчеты, изменяется их неадекватная родительская позиция, происходит оптимизация форм и приемов воздействия в процессе воспитания детей.
Практический блок – организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОО создан детско-родительский клуб выходного дня "Сайдам". Участниками клуба являются желающие семьи из групп, которые становятся постоянными членами, а также семьи детей микрорайона, не посещающих детский сад. В клубе принимают участие воспитатели, все специалисты детского сада и другие приглашенные лекторы. На первой встрече родителям раздается опросник с предложениями направлений совместной деятельности и вопросами “что хотят родители узнать”. После этого составляется годовой план работы. Таким образом, тематика встреч, семинаров, тренингов, мероприятий клуба выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей.
Условия работы клуба:
• членам клуба выручается удостоверение;
• встреча членов клуба 1 раз в месяц, в субботу. Включает 8 занятий в год, продолжительность занятия - 1,5 – 3 часа;
• работа клуба проводится согласно годовому плану;
• тематика занятий должна касаться детей и родителей, и их проблем в воспитании своих детей;
• формы общения могут быть разными: наглядные, игровые, показательные, конкурсы, праздники, выставки, соревнования и др.
Цель: создание партнерских отношений и атмосферы общности интересов между педагогами, детьми и родителями, повышение психолого-педагогическую компетентность родителей, подготовка к поступлению в детский сад.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
- организовать совместную детско-родительскую деятельность;
- использовать новые организационные способы для привлечения родителей ДОО и не посещающих детей к сотрудничеству с детским садом;
- оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации в ДОУ.
- выработать единый стиль общения с ребенком в ДОУ и семье.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- помочь родителю в подготовке ребенка к поступлению в детский сад;
- сформировать у ребенка, родителя положительный образ дошкольного учреждения.
Такие занятия сплачивают родителей и детей друг с другом, помогают больше узнавать о достижениях и проблемах своего ребенка и других детей, активизируют родителей к совместной деятельности.
Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дальнейшем в детском саду и дома.
Работа родительского клуба дает положительные результаты – у воспитанников и их родителей наблюдается позитивная психологическая настройка на развитие и творчество, положительная динамика в развитии детских видов деятельности, успешная адаптация к условиям детского сада, способствует навыкам общения со взрослыми и детьми.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Все это способствует обогащению семейного опыта, установлению партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.