Ольга Сиротенко
Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость, что объясняется особыми требованиями, которые предъявляются педагогу ДОУ в условиях модернизации образования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие и самообразование (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Т. И. Ильина, В. Г. Маралов, Л. М. Митина, Е. П. Милашевич и др.)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе. Поэтому становятся актуальными оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего это развитие.
Самообразование - важное звено в целостной системе методической работы, комплексный и творческий процесс самостоятельного постижения воспитателями методов и приемов работы с детьми.
Для руководства работой педагогов была создана программа, тематика которой, была выстроена в соответствии с запросами воспитателей. Ее основные компоненты :
1. Самоопределение педагогов с учетом своих функций (специалиста, воспитателя с учетом категории) : мои функции, мое назначение в этой должности.
2. Организация педагогического процесса, основанного на гуманистическом подходе к воспитанию ребенка (реализация программного содержания работы с детьми и степень владения навыками и умениями).
3. Знание критериев своей педагогической деятельности.
4. Рефлексия педагогических действий на разных временных интервалах (что у меня получается? как? каким образом).
Программа нашла отражение в планировании работы на учебный год.
В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с несложившейся позицией саморазвития, использовались внешние мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров, методических объединений, знакомство с опытом других педагогов и т. д. Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.
Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы в рамках детского сада.
Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействие педагогов в детском саду - семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять свое время.
Мы считаем, что трудно переоценить значение самообразования для совершенствования профессиональной компетентности педагога. Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности т. к. именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.