Татьяна Ибрагимова
Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии
▼ Скачать + Заказать документы
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками, читать художественную литературу. Сегодня они менее отзывчивы к чувствам других, так как к сожалению наши дети растут и развиваются в таком обществе, где не является приоритетом помочь кому-то. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
На наш взгляд одной из наиболее трудных и сложных задач, является научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Работая с детьми дошкольного возраста, мы отметили, что дети с каждым годом становятся более эгоистичными, не желают идти на уступки и не умеют договариваться. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что имеющихся знаний для решения этой проблемы у нас недостаточно. Возникшее противоречие подтолкнуло нас на создание и реализацию педагогического проекта : «Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах развития эмпатии у детей дошкольного возраста». Целью которого стало, создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития по вопросам развития чувства эмпатии у детей дошкольного возраста. Считаем, что для достижение данной цели, целесообразно решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Разработать систему мониторинга для выявления эмпатических реакций и поведения у детей.
3. Создать методический комплекс для работы по формированию эмпатии у дошкольников.
4. Разработать план взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Данный проект – долгосрочный и рассчитан на реализацию в течение 4-х лет.
Участники проекта: воспитатели, педагог-психолог, дети, родители.
Необходимый материал: психолого-педагогическая литература, диагностический инструментарий, детская художественная литература, костюмы и декорации для театрализованной деятельности, мультимедийное оборудование, Интернет-ресурсы, наборы для детского творчества.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Создана картотека психолого-педагогической литературы по теме «Формирование чувства эмпатии у дошкольников».
2. Разработана система мониторинга для выявления эмпатических реакций и поведения у детей.
3. Создан методический комплекс, направленный на использование художественной литературы, как средства развития эмпатии и снятия агрессивной обстановки в группе.
4. Разработана система взаимодействия с родителями по данной проблеме.
5. Получен готовый продукт для реализации другими педагогическими коллективами.
Основные этапы реализации проекта:
1-ый этап: «Ознакомление с психолого-педагогической литературой по теме «Формирование чувства эмпатии у дошкольников».
Цель: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса, позволяющего развивать чувство эмпатии у детей дошкольного возраста.
2-й этап: «Диагностический».
Цель: подбор диагностического материала для создания системы мониторинга по определению развития эмпатических реакций и поведения у детей.
На этом этапе происходит ознакомление с существующими диагностиками и совместно с психологом подбирается ряд уже апробированных диагностических материалов.
3 этап: «Создание методического комплекса».
Цель: Создание методического комплекса, направленного на использование художественной литературы, как средства развития эмпатии и снятия агрессивной обстановки в группе, его апробация.
Для создания данного комплекса были использованы методические материалы Л. П. Стрелковой, в которых подробно описаны методы и приёмы работы с художественным произведением; программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободняк; пособие для практических работников детских садов «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет» И. А. Пазухиной,Т. П. Фесюкова "Воспитание сказкой".
Главная цель методической разработки состоит в создании условий, поля активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком при чтении художественной литературы, проявились в окружающей действительности. Ребёнок должен не только научиться понимать героев художественного произведения, но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребёнку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с «идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства, переосмыслить своё отношение к различным сторонам действительности. В основе содержания методической разработки — вечные вопросы, волнующие человека и человечество: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоять Злу; как стать терпимым и бескорыстным. В структуру методического комплекса входит как диагностический материал, так и перспективное планирование. Перспективное планирование содержит мероприятия на каждый месяц учебного года. Педагогическая целесообразность данной работы обусловлена тем, что к основным видам эмоций (радость, печаль, грусть, злость) подобраны художественные произведения, фотографии, пиктограммы, аудио- и видеодиски с записью мелодий, звуков природы, выражением эмоций. Подбор идё т исходя из следующих критериев: эмоциональная насыщенность произведения, социально-нравственный смысл произведения, соответствие содержания возрасту детей.
Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать пошаговый
алгоритм работы над художественным произведением :
1. Чтение произведения.
2. Беседа о прочитанном.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Игры-беседы детей с персонажами.
5. Этюды на выражение эмоций у детей.
6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
7. Установление связи между идеями произведения и жизненным опытом детей.
Главным условием воздействия художественного произведения на ребёнка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей прочувствовать глубину содержания художественного произведения.. Чтобы помочь ребёнку глубже почувствовать события и поступки персонажей, после прочтения произведения следует проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Таким образом, правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, способствуют усвоению детьми этических представлений, полученных при беседе. Важную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребёнку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей.
При работе над произведением очень эффективен приём игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приёма — оценить, насколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Для более глубокого понимания детьми эмоционального состояния персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводится работа над этюдами, предложенными в книге М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.
Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
4-ый этап «Работа с родителями».
Цель: создание системы взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Формирование эмпатийных взаимоотношений в семье включает два основных направления работы:
Первое направление предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей.
Второе направление предполагает практическую работу с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений эмпатического взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми.