Ия Владимировна Кудрина
Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональный стандарт педагога
как способ повышения его профессиональной компетентности.
«20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным стандартам Минтруда России был одобрен профессиональный стандарт педагога (учителя и воспитателя). В настоящее время стандарт проходит серьезную апробацию для того, чтобы впоследствии оценка труда педагогов и школы, и детского сада проводилась с учётом единых требований на всей территории Российской Федерации. Это еще один важнейший ориентир в нашей работе. Ориентир качества. Профессиональный стандарт должен создать ясные критерии высокого профессионализма учителя и воспитателя, помочь профессиональному росту и качеству нашей работы.»
Публикация «Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности» размещена в разделах
В условиях нового ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации, перехода на ФГОС дошкольного образования, появление профессионального стандарта «Педагог» закономерно и необходимо для дальнейшего развития образования.
Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. У педагога появились новые профессиональные компетенции, базовые функции тоже изменяются в связи с современными условиями. Воспитателю сложно всему соответствовать. Но мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка. Педагог должен строить отношения с современным ребенком с позиции уважения его интересов, учета уровня развития его коммуникационных умений, индивидуальных особенностей развития, индивидуальных потребностей и многого другого.
Профессиональный стандарт должен, на мой взгляд, установить формальные, внешние, измеряемые (наблюдаемые) функции и действия и не предполагать выявление внутренних нравственных взаимоотношений, позиций воспитателя. Профессия педагога особенная, и никто с этим не спорит. Но это не означает, что все документы должны прописывать содержание «духовно-нравственного внутреннего мира педагога». Для этого должны быть другие механизмы: общественное мнение, открытость и публичность деятельности педагога, мнение родителей, атмосфера жизненного уклада детского сада, правила профессиональной этики. Я понимаю, что сейчас ситуация с введением профессионального стандарта не изменится, но сейчас важно выработать свои решения на основе анализа документа с позиции его практической реализации.
Педагоги - категория людей, всегда открытых к нововведениям. Получив задания, с большим чувством ответственности быстро погружаешься в процесс инноваций. Практики понимают, что в стандарте представлены требования к идеальному воспитателю, в чем-то даже, на мой взгляд, нереальному. Педагоги должны уметь работать с разными категориями обучающихся: с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидами, с социально-запущенными детьми. Одних курсов повышения квалификации для этого недостаточно, нужна целая система переподготовки специалистов, на которую может уйти не один год. Мне думается, что профессиональный стандарт - это «рамочный» документ, набор необходимых базовых функций, которые всегда можно развивать, улучшать, расширять.
Профстандарт пришел на смену единым квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт - это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарт, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд педагога, - с образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. [6, с. 8].
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) [Браже Т. Г. ].
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся :
Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, обучающихся, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные педагогические задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Источники:
1. Браже, Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление/ Т. Г. Браже. - Л., 1990. - 237 с.
2. Майер А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2007. - № 1
3. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010. С. 8.
4. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание).
5. Справка по вопросу «О проекте концепции непрерывного образования». 22 февраля 2011. Режим доступа: www.mon.gov.ru
6. Шадриков В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. - 2007. - N 6. - С. 5-15.
7. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка/ Л. А. Халзакова // Молодой ученый. - 2012. - №3 (том 3). - С. 423-427.