Приложение МААМ

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОО

Анастасия Кужелева
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика, обуславливающая эффективность общения педагога с родителями воспитанников, основанная на сформированных профессионально значимых установках и личностных качествах. Теоретических знаний о семье, специфике семейного воспитания, особенностях взаимодействия семейного и общественного воспитания, владение практическими умениями и навыками планирования и организации данного процесса.

Публикация «Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОО» размещена в разделах

Развитие профессиональной компетентности важно начинать с самодиагностики педагога, процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков.

В дальнейшем, ориентируясь на структуру профессиональной компетентности, проводится работа по компонентам : личностному, содержательному и профессионально-деятельностному.

Так, в личностный блок включается работа, направленная на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.

Содержательный блок направлен на формирование у педагогов ДОУ системы знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, а также знаний по вопросам подготовки детей к обучению в школе и другим вопросам.

Профессионально-деятельностный блок включает работу, направленную на организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, коммуникативными умениями, нормами этики и этикета, развитие культуры речи, наблюдательности, эмпатии.

Деление на блоки является условным, т. к. профессиональная компетентность является комплексной характеристикой. Содержание трех условно выделенных блоков взаимосвязано и взаимозависимо. Развитие установок и профессионально значимых личностных качеств возможно на основе формирования у педагогов определенной совокупности теоретических знаний и практических умений. В свою очередь, развитие установок и личностных качеств приводит к дальнейшему стремлению педагога овладевать новыми знаниями, приобретать новые умения. Таким образом, развитие профессиональной компетентности возможно только комплексно, с учетом всех трех условно выделенных компонентов, а так же эффективность сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников в любой сфере во многом определяется уровнем их профессиональной компетентности.

Развитию профессиональной компетентности в общении с родителями способствуют следующие условия:

• наличие квалифицированной среды (поддержка со стороны более компетентных коллег, которые выступают в роли помощников, наставников, возможность применения полученных знаний и умений);

• снятие организационных, психологических и информационных барьеров;

• наращивание компетентности через освоение знаний и навыков из смежных для основной деятельности областей;

• созданием условий для понимания специалистами непрочности их компетентности, ее зависимости от их собственной заботы, о её поддержании.

Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями, их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.

Чтобы выстроить успешное сотрудничество с родителями, педагогу необходимо обладать разнообразными качествами: широким кругозором, информированностью в сфере новых, а также популярных среди родителей методик и технологий образования, развитыми коммуникативными навыками, гибкостью, тактичностью.

В современных условиях специалисты акцентируют внимание на необходимости учета ряда положений, влияющих на характер общения :

восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;

• установка на безоценочное общение, диалог;

• выбор актуальных тем общения;

• активизация и учет личного опыта родителей;

• вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Педагог ДОУ с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников характеризуется следующими показателями:

• обладает устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников;

• признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как "помощника";

• стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• проявляет к ним внимательность, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальный запрос родителей - интересы, образовательные потребности, при организации общения с ними;

• умеет планировать предстоящее общение : подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Разработанный и апробированный проект «Мы вместе!» по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере общения с родителями воспитанников ориентирована на следующие направления: перестройку профессиональных установок воспитателей, формирование мотивов, потребностей в профессиональном совершенствовании в сфере общения с родителями, целостность, связь теории и практики, соответствие работы современным тенденциям обновления содержания образования, принципам и требованиям к организации общения педагогов с родителями воспитанников.

Основные изменения в процессе реализации проекта происходят в содержательном и профессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности и проявляются в расширении знаний педагогов о семье, специфике семейного воспитания, современных принципов организации общения с родителями воспитанников; стремлении организовывать компетентное общение с родителями, поиске индивидуального подхода к каждому родителю, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения с родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наставническая работа с молодыми специалистами в ДОУ. Анкета для молодых специалистов. АНКЕТА для молодых педагогов 1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? • Да • Нет • Частично 2. Каких знаний,.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОО
Опубликовано: 20 марта 2015 в 11:06
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кужелева (УИ 187177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД