Наталия Чеботарь
Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья.
Сегодня изменилось отношение государства к семье. Впервые в Законе «Об образовании» в ст. 18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Публикация «Статья „Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Однако отсутствие у родителей воспитательных навыков, опыта, а так же чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания бабушкам, дедушкам, изменяет содержание воспитательного процесса, процесс воспитания становится непостоянным и может проявляться в отсутствии у ребенка необходимых мотивов, знаний, умений и навыков. В виду занятости родители нередко ищут информацию по воспитанию ребенка в Интернет ресурсах, к сожалению, эта информация не всегда бывает конструктивной
Ситуация осложняется тем, что в настоящее время отсутствует четкое представление о педагогической компетентности родителей и средствах ее формирования в современных условиях.
Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить воспитательный опыт родителей, опираясь на педагогику игры, помочь осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.
Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи тестов, анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, были разработаны направления в работе, которые менялись с возрастом детей и потребностями родителей.
Направление работы определило и форму работы с семьёй : круглый стол; деловая игра; диспут; семинар-практикум; консультация; беседа; родительское собрание; вечера-развлечения; брейн-ринг; решение проблемных педагогических задач; тестирование; досуговые формы общения детей и взрослых; вечер вопросов и ответов.
Родительские консультации реализуются как форма ознакомительной работы с родителями. В рамках консультаций родители получают информацию о различных аспектах воспитания детей от специалистов – педагогов и психологов. Тематика консультаций: «Развитие познавательных процессов у дошкольников»; «Особенности возраста»; Роль игры в развитии ребенка», «Воспитание дружеских отношений в семье», «Наши вредные друзья – полезные привычки», «Вежливость воспитывается вежливостью» и т. д.
В рамках круглого стола родители могут высказать свою точку зрения по вопросу воспитания и развития детей, узнать мнение других родителей, выслушать комментарии специалистов. Круглые столы помогают родителям осмыслить индивидуальную концепцию воспитания, получить эмоциональную поддержку и найти решение некоторых воспитательных задач. Тематика круглых столов «Реклама и ребенок»; «Поход с ребенком в магазин»; «Когда и каких специалистов посещать», «Как провести выходной с ребенком», «Дружная семья – залог правильного воспитания ребенка», «В каждой семье свои традиции».
Обучающие практические занятия направлены на обучение родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком через игру. Занятия проходят в интерактивном режиме. Темы практических занятий: «Играем вместе»; «Занимательные опыты и эксперименты для детей в домашних условиях»; «Играем на улице»; «Чем занять ребенка в поездке», «Поощрения и наказания» и т. д.
Заинтересованность родителей вопросами воспитания, желание получить новые знания о всестороннем развитии ребенка способствовало реализации следующей формы работы - «Вечера вопросов и ответов». Эта форма предполагает обогащению знаний о предметном, рукотворном, природном и социальном мире. Заранее для родителей планируется и оглашается тема встречи, например: «Речевое развитие детей в процессе социального воспитания», «Детский сад и социальные проблемы», «Как отвечать на детские вопросы», «10 рецептов против жадности», «Если ребенок не внимателен» и т. д. Взрослые имеют возможность подумать о том, что их интересует, задать свой вопрос и узнать что-то новое для себя. Данные встречи способствуют становлению эмоционально-комфортного общения между педагогом и родителями.
Также были разработаны тематические рекомендации : «Игры с буквами»; «Игры на развитие памяти», «Играйте вместе с детьми», «Агрессивный ребенок», «Влияние родительских установок в развитии детей», «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях», «Русская мудрость о воспитании» и т. д.
Используемые деловые игры: «Учимся играя», «Учимся общаться с ребенком», «Под защитой закона» помогли добиться самостоятельности, творческой активности каждого родителя. Они максимально активизировали имеющиеся у участников игры знания, создавали удачный эмоциональный климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом. В наибольшей степени в этих играх отрабатывалось умение принимать решения в реальной производственной ситуации, защищать это решении, быть инициативным и проявлять творческое отношение к своим обязанностям.
Все перечисленные формы работы с родителями дошкольников позволяют :
- усилить позицию родителя через осознание своей роли воспитателя и собственных педагогических установок,
- выработать у родителей навыки использования полученных знаний о возрастных особенностях и возможностях, перспективах развития ребенка,
- сформировать и повысить у родителей компетентность в вопросах развития и воспитания детей.
Таким образом, решаются множественные важные задачи “взросления” каждого родителя, как воспитателя: повышение родительской компетенции и уверенности; помощь и поддержка родителей в своей родительской позиции; осознание стереотипов родительского взаимодействия с ребенком; расширение возможностей выбора конструктивных отношений внутри семьи. У родителей – не просто как у самых близких людей, а как у профессиональных воспитателей – появляются реальные возможности актуальной, целенаправленной поддержки развития гармоничного внутреннего мира ребенка, формирования его нравственных основ, морали, образования личностных, ценностных ориентаций, становления его личности.
Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь воспитательный процесс.