Любовь Кузнецова
Повышение педагогической культуры родителей в условиях образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, перекладывают воспитание на образовательные учреждения.
Публикация «Повышение педагогической культуры родителей в условиях образовательной организации» размещена в разделах
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новые формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
В связи с этим было решено создать на базе детского сада МБДОУ «Мастерок» инновационную площадку «Наставничество семьи в условиях образовательной организации», которая способствует развитию педагогической компетентности родителей.
В настоящее время наставничество рассматривается как одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий родитель практически осваивает приемы общения с детьми под непосредственным руководством родителя-мастера. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать.
Именно в системе наставничества отражена жизненная необходимость начинающего родителя получить поддержку опытного родителя, который окажет теоретическую и практическую помощь по вопросам воспитания.
Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, влияния семейного и общественного воспитания.
Каждая форма общения дошкольных работников с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, соответственно повышению педагогической культуры.
Основные принципы взаимодействия ДОО и семьи считаем:
1. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
2. Принцип открытости и доверия – создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (предоставление информации и помочь, решение и т. д.)
3. Принцип сотрудничества – общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
4. Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг друга свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
Родители оперативно получают информацию не только в группах социальных сетей, но и по электронной почте, мобильной связи и т. д. Это способствует усилению родительской активности, повышению их педагогической компетентности в вопросах развития детей, что в свою очередь позволяет быстрее и эффективнее решать задачи и достигать целевых ориентиров в ФГОС ДОО.
Современный подход к организации и проведению этих форм общения ставит нас перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей
В настоящее время педагогами нашего детского сада разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Педагоги постарались создать такие условия, при которых взаимодействия с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой - либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребенка. Мероприятия запланированы в соответствии с календарно- тематическим планом детского сада
Это такие формы работы, как:
• конкурс детско-родительских проектов : «Осенние фантазии», «Моя семья», «ПДД» и т. д
• спортивные праздники «Папа, мама, и я – спортивная семья», «Олимпийские игры» и т. д.
• конкурс «Умный дошколенок», «Юный архитектор» и т. д.
• Персональные выставки с презентацией семейного творчества
• Акции: «Неделя Добрые дел»; «Жить здорово»; «Слышать сердцем» и т. д
• Семейные Клубы
Мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь благодаря согласованным действиям педагогов и семьи. Потому что появилось интересное общее дело, мотив для организации совместной деятельности.
Это объединяет родителей и детей : создается атмосфера тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей.
Взрослых все больше интересуют события, происходящие в группе, детском саду, даже если они не касаются их собственного ребенка. Наиболее контактные взрослые вступают в беседы с другими родителями. Многие из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками мероприятий в группе и в деятельности детского сада. Тесное общение с ребенком и педагогами, почувствовали большую компетентность в семейном воспитании.
Родители убедились в том, что их участие в жизни детского сада нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это важно для них.
Включившись в реальное сотрудничество и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали взаимодействие и оказались готовы к содержательному общению.
Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей. Установлен эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми через совместные экскурсии выходного дня, досуги и праздники, выставки Родители принимают участие в праздниках, играют роли, участвуют в оформлении.
Мероприятия, организованные с родителями в ДОО обогащают знаниями и впечатлениями не только детей, но и сплачивают родителей группы и повышается их авторитет
Ежегодно активные семьи принимают участие в спортивных мероприятиях не только в детском саду, но и за его пределами, и занимают призовые места.
Таким образом, в процессе систематической работы заметили, что отношения с родителями стали более доверительными, они стали чаще интересоваться успехами своих детей и детского сада, активнее принимать участие в мероприятиях ДОО и группы. Использование разнообразных форм и методов в работе позволило активизировать, заинтересовать родителей и соответственно способствовало повышению уровня педагогической культуры родителей. Поэтому данная форма «Наставничество семьи в условиях образовательной организации» эффективна для работы с семьей в ДОО.
Библиографический список
1. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М. : А. П. О., 1995
2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М. : Просвещение,1989
3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей.