Щепилова Елена Валерьевна
Урок в старших классах по произведению Ф. М. Достоевского, «Преступление и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
повторение изученного романа
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя по теме урока.
2. Представление ученицей проектной работы по теме: «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского
3. А) Представление команд.
Б) Выбор команды, отвечающей первой на вопросы игры, путём конкурса «Ящик Пандоры».
4. Ход игры
1-й тур. Литературный КВЕСТ
2-й тур. Вспоминаем роман
3-й тур. Портретная галерея
4-й тур. «Минутка для творчества» Литературный синквейн
5. А) Инсценировка сцены убийства старухи и её сестры Лизаветы.
Публикация «Урок в старших классах по произведению Ф, М, Достоевского, „Преступление и наказание“» размещена в разделах
- Достоевский Ф.
- Наказание и поощрение детей
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Б) Выводы учащихся по данной сцене в беседе с учителем.
6. Итоги по теме урока, оценки
7. Подведение итогов игры жюри, награждение команд.
Тема урока : «Повторение и обобщение материала о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, повторение изученного романа писателя «Преступление и наказание».
Форма: урок-игра
Участники: ученики 10,11 классов
Разработчик: учитель русского языка и литературы Щепилова Е. В.
Цель урока :
обобщение и систематизация пройденного материала в форме игры.
Задачи:
1. образовательная
раскрыть образы главных героев романа, проанализировать и сопоставить их;
2. воспитательная
на примере ошибок героев воспитывать нравственные качества личности школьников и твёрдую жизненную позицию; повышать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к творчеству гениальных писателей II половины XIX века;
3. развивающая
развивать умение быстро отвечать на поставленные вопросы, доказывать свой ответ, опираясь на текст художественного произведения; формировать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях.
Оборудование:
1. Портрет Ф. М. Достоевского
2. Роман “Преступление и наказание”
3. Иллюстрации жизни писателя, иллюстрации к произведению
4. Проект ученицы о жизни и творчестве Ф. Достоевского
5. Предметы для конкурсов
6. Призы, грамоты командам
Этапы урока-игры :
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Подведение итогов.
4. Вывод по теме урока детей, учителя
5. Церемония награждения, оценки
Ход урока:
Сформированы 2 команды по 3 человека из 10-11 кл (приглашённые гости)
2-3 человека – жюри
1. Вступительное слово учителя.
11 ноября 2021г Россия и весь мир праздновали 200-летие со Дня рождения Ф. М. Достоевского. Это автор известных всему миру произведений : «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Преступление и наказание». Это классик мировой литературы, мыслитель, философ, публицист. По данным ЮНЕСКО - один из самых читаемых писателей в мире.
2. Представление ученицей проектной работы по теме: «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского»
3. А)Представление команд.
Б)Выбор команды, отвечающей первой на вопросы игры, путём конкурса «Ящик Пандоры». Что в чёрном ящике? Это неодушевлённый герой произведения Достоевского в «Преступлении и наказании» (Магнитик с видом Петербурга)
Учитель: «Люблю тебя, Петра творенье…Виноват, не люблю тебя», - говорил Ф. М. Достоевский. Построенный по приказу Петра I на болотах, Петербург казался Ф. М. Достоевскому мрачным и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. Один из героев романа говорит: «Это город полусумасшедших… Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.» (Свидригайлов) В романе «угрюмый» образ северной Пальмиры создают грязные углы и подворотни, уродливые дворы - колодцы, зловонные трактиры и тесные каморки.
Ход игры:
1 тур. Литературный КВЕСТ
это игра для нескольких человек или команды, основанная на одном или нескольких худож-х произведений, имеющая свой маршрут или сценарий. Цель: привлечь внимание к книге, произведению, к развитию читательского кругозора, мотивации к чтению.
2 тур “Вспоминаем роман”
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы задаются поочередно каждой команде.
1. Первоначальное название романа Ф. М. Достоевского “ Преступление и наказание”.
2. Год создания шедевра.
3. В каком журнале появились первые главы гениального произведения?
4. Сколько частей в романе?
5. Можно ли считать данное произведение детективом?
6. Какова цветовая гамма повествования?
7. Любимое слово Ф. М. Достоевского, которое в романе встречается более пятисот раз.
8. Сколько лет было Раскольникову в начале романа
9. К какому сословию принадлежал главный герой?
10. Какую профессию должен был он получить, если бы окончил университет?
11. Как называл Родион Алёну Ивановну?
12. Куда спрятал Раскольников краденые вещи и деньги?
13. Почему после убийства он не воспользовался награбленным?
14. Кого обвинили в преступном деянии?
15. От чего умерла Катерина Ивановна, жена Мармеладова?
16. Что советует Соня сделать Раскольникову, чтобы искупить великую вину?
17. Какой предмет, символ страдания, она подарила ему?
18. На сколько лет был осуждён теоретик-убийца за совершённое преступление?
19. В какое время года происходят события, описанные в романе «Преступление и наказание»?
20. Назовите имя следователя, ведущего с Раскольниковым психологические поединки
3 тур «Портретная галерея»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл
Время на обсуждение – 1 минута.
1. Она «… была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная – что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда минутами необыкновенно добрые. … Лицо её сияло свежестью и здоровьем».
Дуня
2. «Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. Но что-то было в нё м странное: во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».
Мармеладов
3. «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик».
Соня
4. «Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, ещё очень густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее … волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво…»
Свидригайлов
5. «Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. < … > Волосы её уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно».
Пульхерия Александровна
6. «… Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…
Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»
Раскольников
7. «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и … с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперёд, сжав руки на груди, с запёкшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен».
Катерина Ивановна
8. «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая кацавейка»
Старуха-процентщица
4 тур «Минутка для творчества» Литературный синквейн
Составить 2 синквейна по роману «Преступление и наказание»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна
Максимальное количество баллов за 1 синквейн- 5, за 2 – 10, если…
Отражение авторской мысли
Соответствие требованиям синквейна
Оригинальность
• Город
• Мрачный, устрашающий
• Давит, душит, убивает
• Толкает на убийство
• Преступник
Наказание
• Справедливое, тяжкое
• Мучает, заставляет страдать, отторгает
• Подавляет, уничтожает человека
• Мука
• Роман
• Гениальный, психологический
• Учит, пророчествует,предостерегает
• «Человек есть тайна…»
• Открытие
Преступление
• Тайное, жестокое
• Раздражает, мучает, терзает
• «Подлинно разум меня оставляет…»
• Отторженность
.
5 А) Инсценировка сцены убийства старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы.
Б) Выводы по сцене убийства Раскольниковым старухи и её сестры
6. Итоги урока
Родион Раскольников - это человек, в котором уживались и добро, и зло. А корень дурных дел - в мыслях.
Что же победило? Конечно, добро. А помогла победить зло Сонечка своей любовью, верой. Что бы было с ним, если бы её не оказалось рядом?
Рефлексия
Какие же уроки мы извлекли из романа и сегодняшнего урока?
(Ответы детей)
- Если с близкими случается беда, надо не оставлять их, помогать.
- Надо любить людей.
- Нельзя быть гордыми, высокомерными, тщеславными.
- Надо беречь близких людей: мать, отца, свою семью. Прежде чем сделать что-то дурное, подумай о них.
- Не пострадаешь - не будешь по-настоящему счастлив.
- Надо верить в добро, истину.
- Убийство - это самый тяжкий грех.
- Надо читать произведения классиков, чтобы научиться понимать жизнь.
- Необходимо знать виды наказаний за преступления.
Оценки
7. Подведение итогов урока – игры жюри.
Награждение команд.