Рита Давлетшина
Конспект занятия по обучению грамоте «Посылка от почтальона Печкина»
Тема: «Посылка от почтальона Печкина»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: готовить детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе использования дидактических пособий, игр и упражнений.
Задачи:
- способствовать развитию звуко-буквенного анализа;
- способствовать развитию фонематического слуха;
- закрепить умение делить слово на слоги, читать слоги;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Посылка от почтальона Печкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- продолжать закреплять представление детей о гласных и согласных звуках, формирование правильной звуковой культуры речи;
- учить отгадывать загадки;
- учить соотносить схему с написанным словом;
- учить составлять предложения по схеме.
- развивать слуховое внимание и память.
- воспитывать дружеские отношения в коллективе.
- воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов.
Материалы и оборудование: иллюстрация почтальона Печкина, дидактические пособия «Звуковые домики», «Веселый поезд», буквы, магнитная доска, дидактические картинки, цветные карандаши, схема слова «ШКОЛА», магниты синего и красного цвета, угощение, смайлики, мяч.
Формы, методы и приемы работы: орг. момент, использование художественного слова, беседа о звуках, дидактические игры и упражнения «Верни мне мягкий звук», «Рассели правильно в домики звуки», «Веселый поезд», «Заполни схему», физминутка, рефлексия, угощение, самоанализ.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Какое у вас настроение, дети? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок:
Ра-ра-ра- начинается игра.
Лы-лы-лы-забиваем мы голы.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Са-са-са-под кустом сидит лиса.
Ма-ма-ма-на дворе сейчас зима.
Ша-ша-ша-мама моет малыша.
Ар-ар-ар-кипит наш самовар.
Усь-усь-усь-на лугу пасется гусь.
Та-та-та- у нас в доме чистота
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть и выполнять задания. Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :
Один, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Сегодня к нам пришел гость, угадайте, кто он? (показывает картинку Печкина) Почтальон Печкин. Из какого мультфильма он к нам пришел? - «Простоквашино».
- Почтальон Печкин пришел к нам не случайно, он услышал, что ребята в нашей группе умные, смелые, много знают, готовятся идти в школу. Он принес нам посылку, но отдавать так сразу не собирается, нужно сделать все его задания.
- Ну, что ребята, вы готовы выполнить его задания? Тогда слушайте 1 задание:
- Расскажите нашему гостю, что такое звуки? (то, что мы слышим и говорим).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (гласные звуки можно петь, тянуть, нет преград во рту)
- А согласные звуки можно пропеть? (нет) - Почему? (Мешают губы, язык, зубы).
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Какими могут быть согласные звуки? (Твердые и мягкие).
Дидактическая игра с мячом на местах «Верни мне мягкий звук».
- Я произнесу твердый звук, а тот, кому я брошу мяч, должен произнести этот звук мягко.
Мяч лови и мяч бросай,
Мягкий звук мне называй.
Дидактическая игра «Рассели правильно в домики звуки».
- Ребята, почтальон Печкин просит разнести почту, но на домиках нет адреса, только красная и синяя крыша. Письма у нас тоже не простые - это звуки (дети расставляют дидактические картинки «Звуки» по звуковым домикам).
Воспитатель: Ребята, если два звука с красного и синего домика встречаются, то они образуют, что? (слог).
- Прочитайте слоги, которые получились (ма, ло, рэ, ну, мьт, ли)
Дидактическая игра Веселый поезд»
Воспитатель: Ребята, вы все письма разнесли, но тут еще посылки, которые нужно отправить поездом. Посылка - это картинка, вы должны определить, сколько слогов в слове с помощью хлопков. В поезд с одним окошком нужно положить посылку, состоящую из одного слога, с двумя окошками - из двух слогов, с тремя окошками-из трех слогов (дети определяют количество слогов и выставляют картинки к поездам). Физминутка
Я возьму себя за нос, а потом за уши,
Я дотронусь до волос, хлопну раз в ладоши.
Опущу я руки вниз и пожму плечами,
Я соседу улыбнусь и начну сначала.
Вверх ладошки: хлоп, хлоп.
По коленкам: шлеп, шлеп.
Можем хлопнуть за спиной,
Хлопаем перед собой.
Вправо можем, влево можем,
Сядем тихо, руки сложим.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку:
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)
Дидактическое упражнение «Заполни схему».
Воспитатель: Правильно, это слово «ШКОЛА», (на доске выставляется картинка «школа», один ребенок работает у доски, остальные - на местах)
- Произнеси слово школа, какой слышится первый звук (ш)
- Это согласный, или гласный звук? (согласный)
- Мягкий или твердый? (твердый согласный).
- Какой фишкой обозначается? (синей). Ставим синюю фишку в первую клеточку.
- Какой слышится второй звук (к) - Это согласный звук, твердый, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.
- Какой слышится третий звук (о) - Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.
- Какой слышится четвертый звук (л) - Это согласный звук, твердый, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.
- Какой слышится пятый звук (а)
- Это гласный звук - обозначаем его красной фишкой, ставим в пятую клеточку.
- Сколько звуков в слове школа(5)
- Сколько согласных звуков в слове слон(3)
- Сколько гласных звуков в слове слон(2)
- Сколько слогов(2)
Правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Воспитатель: Как вы думаете, что можно составить из слов? (Предложения)
В предложении всегда о чем-то говорится я, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т. е. оно содержит в себе определенный смысл. Задания для вас:
- составьте предложение по схеме,
- сколько слов в предложении?
- назовите первое слово, второе, третье.
- теперь, ребята, сами придумайте предложение по этой схеме.
- если мы прочитаем все предложения по схеме, у нас получится рассказ (дети проговаривают все предложения).
Воспитатель: Молодцы, ребята, почтальон Печкин очень рад, что вы справились с заданиями, теперь он может отдать посылку сладкое угощение.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат смайлики, Но они не раскрашены. Если вам понравилось занятие, и вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, тогда раскрасьте своего смайлика зеленым карандашом. Если вы считаете, что у вас что-то не получилось, и было трудно раскрасьте желтым карандашом. А если вам занятие не понравилось, тогда раскрасьте красным карандашом.