Екатерина Колесникова
Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребё нка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.
Публикация «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому первоочередной задачей для нас было создание такой пространственной среды, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка.
Создавая предметно пространственную среду в нашей группе мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Она должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Главная роль в построении среды отводится игровой деятельности, ведь игра –это основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
В нашей группе предметно- развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Уголок для сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Он занимает большую часть групповой комнаты. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью»- мебель, посуда, куклы, одежда, предметы быта. Для игры в «Больницу», «Парикмахерскую», подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты.
Уголок развития сенсорики. В нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах, формах, величинах предметов. Имеются материалы для развития мелкой моторики. Здесь дети не только могут подуть на цветной султанчик, запоминая основные цвета, но и развивают дыхательные мышцы щёк. Комплектация зоны сенсорного развития : вкладыши разной формы и размера, игры-шнуровки разного вида, простые и объёмные лабиринты, панно с пуговицами, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, волчки, тактильные подушечки.
Книжный уголок. Здесь собраны книги по возрасту детей. Они яркие, увлекательные, на разные тематики. Этот уголок позволяет привить детям любовь к чтению, правильное обращение с книгами. Если требуется ремонт книги дети с удовольствием помогают мне в этом. Так же здесь размещены альбомы с семейными фотографиями детей группы, которые родители сделали совместно с детьми.
Центр природы. Развивающая среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, и духовного развития детей. Здесь мы привлекаем детей к элементарной трудовой деятельности. Они с удовольствием помогают поливать, рыхлить цветочки вместе со взрослыми.
Большое место в организации самостоятельной художественной - эстетической деятельности детей в группе отводится уголку изодеятельности или, как его часто называют, центру творческого развития.
Здесь дети обычно проводят много времени, рисуют, раскрашивают, создают поделки. Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Такой деятельностью они могут заниматься самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы.
В моей группе образовательное пространство для самостоятельной художественно – эстетической деятельности оснащено разнообразием материалов, которые соответствуют возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Они обеспечивает творческую активность всех воспитанников, дают возможность экспериментировать, развивать мелкую моторику, эмоциональное благополучие детей.
Самый любимый и интересный для детей – это уголок театрализованной деятельности. Значение театрализованной деятельности в развитии социально-коммуникатывных навыков велико.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Объединив совместные усилия воспитателей и родителей, у нас в группе получился целый театр и дети с удовольствием показывают сказки для других детей «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др..
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе, разнообразнее и интереснее.
Таким образом правильно организованная предметно пространственная развивающая среда в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонично-развитой, активной личности, способной находить выход из любой сложившейся ситуации, принимать решения, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.