Лысанова Надежда
Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г
N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384
слайд 2
Я считаю, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать.
Публикация «Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель: Создание развивающей предметно — пространственной среды,которая способствует формированию инициативности самостоятельности и ответственности ребенка в соответствие ФГОС.
Слайд 4
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)
Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер» : ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т. д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.
Обеспечение возможности для исследования и научения.
Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Слайд 3
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает :
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Слайд 4
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают :
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
Слайд
Авторский коллектив под руководством В. А. Петровского сформулировал принципы построения предметной среды. Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.
В 80-е годы в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца учеными под руководством С. Л. Новоселовой была разработана концепция развивающей предметной среды. Концепция в целом основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.
Автор концепции обращает внимание на то, что социокультурное окружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. В концепции указываются требования к предметной среде. Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Во-вторых, обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. В третьих, все компоненты предметной среды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений образования создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.
Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Новоселова, - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
Слайд 5
Предметно — пространственная среда НАШЕЙ ГРУПП. Таким образом, я в своей работе стремлюсь, чтобы: Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;
• Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;
• Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;
• Предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
• Развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее-образовательные области) :
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие
В группе была создана оптимальная насыщенная многофункциональная среда, представляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры.
Создавая предметно-развивающую среду в группе я исходила из склонностей, интересов и уровня активности каждого ребенка. Дети имеют возможность свободно заниматься любимым делом. Я, что в таком многообразии каждый ребенок найдет себе занятие по душе.
Я учла интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в играх девочек, я разместила в группе кукол, кроватки, коляски; в уголке ряженья – предметы женской одежды, кружевные накидки, сумочки; в парикмахерской – резинки, флакончики, заколки, журналы мод; в комоде большое количество кукольной одежды, постельного белья; на кухне – посуда, продукты в корзинках. Для мальчиков – машинки, крупный и мелкий конструктор, солдатики, инструменты. Микроцентр «Уголок развивающих игр» Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть, Но не надо забывать: Игрушки – не люди, Но все понимают И очень не любят, Когда их ломают. Пусть игрушки дружат с нами, Обижать мы их не станем, Поиграем и потом Все на место уберем.
В моей группе есть спортивный центр. На полках, доступно для детей расположено спортивное оборудование (кегли, мячи, скакалки, пуговичные коврики и др.)
В природном центр большое количество комнатных растений, инвентарь по уходу за растениями (лейки, ведерки, пульверизаторы, грабельки, тряпочки, фартуки и косынки для дежурных, клеенки и проч.)
В центр изодеятельности, в свободном доступе, все необходимое для художественного творчества детей (краски акварельные и гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, пластилин и др.)
В группе есть уголок экспериментирования. Это один из любимых уголков моих воспитанников.
Слайд.
Про раздевалку
В раздевалке находится: стенд детских работ и выставка индивидуально детского творчества (рисунки, поделки и т. д., родительский уголок - «Информация для родителей», а также папки-передвижки с консультациями для родителей. Консультации для родителей являются одной из форм работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию ребенка. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Уголок ИЗО
Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
ФИЗО:
• развитие движений и совершенствование двигательных функций;
• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов.
Уголок природы.
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Книжный уголок
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней.
Уголок развитие речи
Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Формирование представлений о числе и количестве.
• Развитие представлений о величине.
• Развитие представлений о форме.
• Развитие пространственной ориентировки.
• Развитие ориентировки во времени.
Уголок ПДД
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице,
• Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода
вывод
Таким образом, я в своей работе стремлюсь, чтобы:
• Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;
• Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;
• Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;
• Предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
• Развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников