Светлана Кондрашова
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в старшей группе «Солнышко»
Воспитатель: Кондрашова С. В.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть : содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в старшей группе» размещена в разделах
Приглашаю на экскурсию в старшую группу «Солнышко».
Предметно-развивающая среда в старшей группе построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Насыщенность среды – в моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в малоподвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики детей, скамейки. Здесь же находится информационный стенд для родителей, в котором размещаются консультации, советы родителям и другая важная информация. Размещена мини библиотека, где дети с родителями могут взять домой книгу для чтения, рассматривания картинок. Стараемся пополнять и менять книги в зависимости о темы недели.
Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
В книжном центре дети могут знакомиться с книгами, рассматривать иллюстрации. В уголке можно выбрать и почитать любимую сказку, а также полистать познавательную энциклопедию. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации и пересказывают понравившиеся сказки. Книги в уголке постоянно обновляются, пополняются и соответствуют тематическим неделям.
Игровая или активная зона содержит в себе:
Центр творчества. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, акварель, кисти, непроливайки, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, большой выбор раскрасок. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать.
Центр настольно-печатных и дидактических игр содержит различные мозаики, в том числе магнитная мозаика, широкий выбор пазлов, игры на развитие мелкой моторики и т. д. Каждый из ребят может найти себе игру и перейти за стол или на ковер и с удовольствием провести время. Уголок пополняется новыми играми. Все игры соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для детей.
Центр конструирования, в нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, здесь мальчишки и девчонки воплощают свои замыслы. Весь материал помещен в выдвижные шкафы, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально.
Центр сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», они хоть и стоят на одном месте, но играть в эти игры можно в любом месте группы, так как атрибуты размещены в корзинах, коробках. В этих уголках любят играть не только девочки, но и мальчики. Атрибуты к играм постоянно пополняются.
Музыкально-театральный центр помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей. Уголок содержит разные музыкальные инструменты, настольный, пальчиковый театры. Так как этот уголок стоит на одном месте, в нем имеется переносная ширма, которую можно разместить в любом месте группы и обыгрывать.
В учебной зоне у нас располагается уголок природы, в котором имеется календарь природы, достаточное количество комнатных растений и инвентарь по уходу за ними. Ребята учатся наблюдать и ухаживать за растениями. Имеется картотека животных, растений, природных явлений и т. д. Здесь же размещены разные природные материалы, различные емкости для воды и сыпучих материалов, микроскоп, лупа. Для проведения экспериментов в старшей группе. Имеется зона песок-вода, которая используется также в уголке экспериментирования. Еще песок используется для снятия напряжения у детей и для развития мелкой моторики.
Центр патриотического воспитания, в котором дети знакомятся с символикой государства, Самарской области и родного села.
Центр познавательного развития, в нем содержатся разные игры на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, игры для сенсорного развития детей.
Уголок дежурных, большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, там находятся специальные фартуки и косынки для дежурства.
Мы стараемся создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду.