Вакурина Светлана Владимировна
Построение грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения на плоскости
▼ Скачать + Заказать документы
1. "Двигательный диктант" (по шагам): один шаг вперёд, два шага направо, один шаг назад и так далее. (Игра выполняется в комнате)
2. "Поставь фигуру в угол".
Вариант 1. Ребёнку предлагается нарисовать на листе определённые фигуры. Инструкция: "Нарисуй в правом верхнем углу круг (солнышко). В левом нижнем углу квадрат. " И так далее. Затем предлагается определить, какие углы ещё не заняты. Ребёнок выполняет действия, сопровождая их комментарием: "Нарисую в правом верхнем углу круг (солнышко)".
Вариант 2. Ребенок не рисует, а размещает картинки, плоскостные фигуры, мелкие игрушки на листе бумаги.
Публикация «Построение грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения на плоскости» размещена в разделах
3. "Покажи направление". Вначале взрослый показывает направление рукой в воздухе, называя свои действия: "Сверху вниз", "Снизу вверх", "Слева направо", "Справа налево". Затем по диагонали, например: "Направо вверх", "Налево вниз". Ребёнок выполняет упражнения, повторяя движения за взрослым, т. е. копирует их. Позднее взрослый выполняет упражнения молча, ребёнок копирует движения за взрослым и озвучивает их. И наконец ребёнок выполняет упражнение самостоятельно.
4. "Куда указывает стрелка".
Вариант 1. Ребёнку предлагается расположить карточки со стрелками, ориентируя их в направлениях, называемых взрослым, а затем и назвать их.
Вариант 2. На игровом поле изображены стрелки в различных направлениях. Ребенку предлагается расположить на этих стрелках фигурки животных головами в соответствии с направлениями стрелок. Затем назвать в какую сторону движутся животные или назвать животных, которые движутся вперед, назад, вправо, влево.
5. "Проведи линию".
Вариант 1. По инструкции взрослого ребёнок проводит определённые линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные,.) в определённом направлении. Например: "В центре листа ставим точку. Проведи волнистую линию в левый нижний угол. Из центра листа проведи красную пунктирую линию вверх. " И так далее.
Вариант 2. По инструкции взрослого ребёнок проводит определённые линии (прямые, пунктирные, волнистые,.) в определённом направлении не отрывая карандаш от бумаги. Например: "В центре листа ставим точку. Проведи волнистую линию в левый нижний угол, прямую линию в верхний левый угол, пунктирную линию к центру. " И так далее.
6. "Графический диктант"
Источники информации: лекция Малюковой Н. Г. "Этапы практической работы по освоению базовых пространственных представлений"