Приложение МААМ

Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях «Социальной квартиры»

Надежда Лаптева
Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях «Социальной квартиры»
▼ Скачать + Заказать документы

В статье описан опыт постинтернатного сопровождения выпускников Детского дома через организацию проживания выпускников в Социальной квартире. Описаны особенности формирования социальных ценностей у воспитанников Детского дома.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, социальная адаптация, Социальная квартира, Детский дом.

Публикация «Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях „Социальной квартиры“» размещена в разделах

Воспитанники Детского дома испытывают определенные сложности в социальной адаптации при выходе в самостоятельную жизнь, есть проблемы в осознании и принятии социальных ценностей.

В справочнике педагогической терминологии социальные ценности определяются как «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей [1].

Социальная адаптация предполагает успешное функционирование человека, который в состоянии самостоятельно справляться с выполнением своих социальных функций.

Излишняя зависимость от других людей ограничивает адаптационные ресурсы личности и не создает условий для формирования адаптационных способностей.

Именно в такой ситуации находятся воспитанники Детского дома. Они живут в замкнутом пространстве, на всем готовом, по особым, твердо установленным, правилам, под постоянной опекой взрослых, мало знакомы с реальной жизнью. А сколько ребят потерялось в жизни, не смогло найти свою дорогу только потому, что всю жизнь были ограждены от опасностей стеной Детского дома.

Выпускники имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения, как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются.

Неразвитый социальный интеллект приводит к незнанию и непониманию законов и правил социума. Выпускники Детского дома с одинаковой легкостью могут быть как жертвами, так и участниками преступлений.

Детям-сиротам после выпуска из учреждения необходимо пройти процесс социальной адаптации, сформировать позитивное отношение к окружающим, обрести способность принимать решения и нести за них ответственность, научиться вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей.

Для успешной адаптации и интеграции в общество они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода в реальную жизнь.

В структурном подразделении «Детский дом» разработана специальная программа подготовки выпускника к самостоятельной жизни, в ходе которой ребята получают знания и умения, однако, жить самостоятельно многие так и не попробовали.

Поэтому перед нами встала задача продвижения вперед, т. е. создание квартиры, где бы воспитанники, будущие выпускники, почувствовали себя взрослыми и самостоятельными людьми, где бы они заботились о себе, решали возникающие проблемы.

Это серьезная задача: быть взрослым не всегда просто, но и интересно, а, главное, от этого никуда не деться. И чтобы первые, самые сложные шаги во взрослой жизни были уверенными, воспитаннику необходимо пожить самостоятельно.

Социальная квартира – это уникальная возможность для будущих выпускников пожить не в сиротском учреждении, а в настоящей квартире, столкнувшись с повседневной жизнью и ее проблемами и заботами, обучиться базовым бытовым навыкам и умениям.

Проживание в Социальной квартире способствует более успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку, приходится рассчитывать, главным образом, на свои собственные силы и полученный опыт.

Социальная квартира играет роль своеобразного социального адаптера — с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой — формирует у воспитанника качества, необходимые для адаптации.

Социальная квартира предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень подготовки, который характеризуется способностью решать жизненные задачи с использованием всех имеющихся в его арсенале средств.

Процесс организации деятельности Социальной квартиры удобнее всего представить как проект.

Проект - это ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникального продукта или услуги; любая деятельность, имеющая четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает ее завершение.

Это особая форма организации деятельности, направленная на достижение запланированного конкретного результата заранее определенным способом с использованием уже известного и ограниченного количества ресурсов, в предварительно оговоренные сроки.

Цели деятельности «Социальной квартиры» :

Подготовка выпускников к дальнейшей самостоятельной жизни вне учреждения, исходя из их индивидуальных возможностей и реальных условий социума.

Успешная социальная адаптация и интеграция в общество.

Задачи:

Создать условия, способствующие успешной социальной адаптации выпускников;

Создать условия для всестороннего развития навыков самообслуживания, развития социальной компетентности для успешной социализации в обществе;

Создать условия для приобретения опыта самостоятельного проживания;

Создать условия для формирования опыта взаимодействия с социумом (МФЦ, поликлиника, банк, почтовое отделение и т. д.);

Создать условия для формирования способности к самоопределению и саморазвитию.

Основные принципы деятельности Социальной квартиры :

постепенное усложнение предъявляемых воспитанникам требований и задач в сфере практической деятельности;

постепенное расширение зон самостоятельности и ответственности воспитанника на фоне того, что контроль со стороны педагога постепенно снижается, а уровень ответственности воспитанника увеличивается;

признание того, что воспитанник является активным участником деятельности на всех этапах работы;

индивидуализация проживания, при которой каждый воспитанник имеет право выбора содержания подготовки к самостоятельному проживанию;

проведение работы в тесном контакте с объектами социальной инфраструктуры (органами опеки и попечительства, общественными организациями, МФЦ, паспортным столом, почтой, банком и т. д.)

Предварительный этап включает:

принятие решения об организации при учреждении Социальной квартиры; создание рабочей группы для осуществления деятельности по организации Социальной квартиры; разработку «проекта» Социальной квартиры, который состоит из проекта социальной квартиры как помещения и плана мероприятий по организации деятельности в Социальной квартире;

выделение помещения для Социальной квартиры, его ремонт и оборудование; разработку и утверждение нормативной правовой документации, регулирующей деятельность социальной квартиры, в том числе:

положения о Социальной квартире;

должностных инструкций специалистов;

программ сопровождаемого проживания воспитанников,

порядка заселения;

памяток для воспитанников, проживающих в Социальной квартире;

системы мониторинга индивидуальных достижений воспитанников.

На этапе анализа результатов и внесения изменений в деятельность Социальной квартиры изучается работа Социальной квартиры за учебный год.

На основе проведенного анализа могут вноситься изменения, как в содержание программ сопровождаемого проживания, так и в некоторые нормативные правовые документы, например, в порядок заселения и схему проживания.

Зоны Социальной квартиры :

Прихожая.

Зона для отдыха, для занятий – гостиная.

Зона для сна.

Зона приготовления пищи. Обеденная зона.

Санитарно-гигиенический блок.

Главное требование к стартовому набору оборудования — это полное обеспечение самостоятельного проживания воспитанников (отдых, организация досуга, выполнение домашних занятий, приготовление пищи, уборка, и т. п.).

Перед заселением воспитанников в Социальную квартиру необходимо :

напомнить правила внутреннего распорядка, режим дня, правила проживания воспитанников в Социальной квартире;

ознакомить воспитанников с инструкциями по технике безопасности использования бытовых приборов и оборудования.

Отправной точкой реализации программы сопровождаемого проживания является высказанное воспитанником желание попробовать жить самостоятельно (это желание может быть оформлено в виде заявления).

Важно учесть характер и уровень развития воспитанников, степень их коммуникабельности, имеющиеся склонности и т. п., а также понять, что именно стоит за высказанным желанием: любопытство, стремление к перемене обстановки или желание научиться жить самостоятельно.

При сопровождении педагогами используется личностно – деятельностный подход, который включает:

• признание личности каждого воспитанника высшей социальной ценностью;

• уважение ее уникальности и своеобразия;

• признание ее социальных прав и свобод;

• отношение к воспитаннику, как к субъекту собственного развития;

• опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке.

Главной задачей педагогов является формирование социальных ценностей у выпускников. Педагогическую работу по формированию у детей сирот системы социальных ценностей, начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих: формирование системы нравственных ценностей. Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей [2].

В каждой из сфер деятельности выделяются основные показатели, подлежащие оценке:

Самообслуживание:

умение обращаться с бытовой техникой и знание инструкций по ее эксплуатации;

уборка квартиры (частота и качество);

приготовление пищи (частота, разнообразие, соблюдение рецептуры, вкус);

санитарно - гигиенические навыки (регулярность, правильность использования моющих средств);

ответственное отношение к социально - бытовой деятельности; совершение покупок; посещение объектов социальной инфраструктуры.

Самоорганизация:

планирование бюджета;

самостоятельная подготовка домашних заданий;

умение пригласить и принять гостей;

наличие хобби;

умение организовать посещение культурно - массовых мероприятий;

занятия по формированию ЗОЖ;

занятия в кружках, секциях;

самостоятельное соблюдение режимных моментов;

умение планировать свое время.

Саморегуляция:

знание прав и обязанностей гражданина РФ;

знание правил общественного поведения и следование им в жизни.

Подростки-сироты испытывают потребность в положительной самооценке и в хорошем отношении к себе. Этому способствует эмоциональная поддержка, похвала. [3].

Сопровождаемое проживание направлено на создание условий, в том числе, жилищных, для овладения навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны.

Сопровождение должно обеспечить :

безопасность и защищенность;

соответствие потребностям и физическим возможностям людей, которым оно предоставляется;

расширение сферы общения и социальных контактов, исключение социальной изоляции;

самостоятельность и независимость в образе жизни и ведении хозяйства;

комфортность проживания и достойный уровень жизни.

Социальная квартира – это уникальная возможность для будущих выпускников пожить в настоящей квартире, столкнувшись с повседневной жизнью, ее проблемами и заботами, обучиться базовым бытовым навыкам и умениям, быстрее ориентироваться и осваиваться во взрослом мире.

Опыт использования Социальных квартир позволяет утверждать, что организация сопровождаемого проживания помогает резко повысить эффективность подготовки к самостоятельной жизни выпускников Детского дома, особенно в части развития навыков самообслуживания и самоорганизации жизни в социуме.

Подводя итог, можно сказать о том, что Детский дом играет в жизни выпускников важную роль в процессе формирования личности и общественных ценностей, в социальной адаптации и интеграции в общество.

Литература:

1. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. – М. : Просвещение,1969. с. 53.

2. Михалина С. Г. Формирование системы социальных ценностей. г. Заозерск Мурманской области: «Открытый урок», 2010.

3. Шарапова Ф. А. Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот. 2005. 45–71 с.

4. Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детей — воспитанников детских домов // В сборнике: Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года Сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. — 2017. — С. 13–17. Гусарова А. Е. Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как проблема современного общества // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 278-281. — URL https://moluch.ru/archive/208/51128/ ( дата обращения: 10.02.2019).

Публикации по теме:

Консультация для родителей выпускников ДОУ «Скоро в школу» Отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет – вопрос, на который необходимо в свое время ответить каждому родителю. Иногда удается сделать правильный.

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания» Консультация для воспитателей по теме: «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания». Подготовила.

Логопедическое сопровождение детей с ТНР в условиях логопедического пункта ДОУ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ Федеральный государственный образовательный.

Отчет о проведении новогоднего праздника для детей-сиротОтчет о проведении новогоднего праздника для детей-сирот Еще немного и мы с вами будем отмечать самый волшебный, самый сказочный праздник – НОВЫЙ ГОД! Именно с этим волшебным праздником связаны.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.

Спортивный парад выпускников ДОУ СПОРТИВНЫЙ ПАРАД ВЫПУСКНИКОВ. (Праздник проходит два дня) Цель: Развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий,.

Особенности профоориентационной работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Современные реалии нашего государства, рынка труда и общественных отношений диктую новые условия, свои требования и запросы, понимание и.

Сценарий вечера встречи выпускников Сценарий вечера встречи выпускников Заставка шум поездов, голоса, шум вокзала. На сцене, под сценой люди с чемоданами. На сцене проводники,.

Вечер встречи выпускников Сценка Ведущий: 1. В зимний вечер, когда у порога Метель февральская да холода Вас с волнением ждут педагоги, Твердо зная - придете сюда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях «Социальной квартиры»
Опубликовано: 5 мая 2019 в 18:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях «Социальной квартиры»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД