Надежда Лаптева
Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях «Социальной квартиры»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описан опыт постинтернатного сопровождения выпускников Детского дома через организацию проживания выпускников в Социальной квартире. Описаны особенности формирования социальных ценностей у воспитанников Детского дома.
Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, социальная адаптация, Социальная квартира, Детский дом.
Публикация «Постинтернатное сопровождение выпускников-сирот в условиях „Социальной квартиры“» размещена в разделах
Воспитанники Детского дома испытывают определенные сложности в социальной адаптации при выходе в самостоятельную жизнь, есть проблемы в осознании и принятии социальных ценностей.
В справочнике педагогической терминологии социальные ценности определяются как «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей [1].
Социальная адаптация предполагает успешное функционирование человека, который в состоянии самостоятельно справляться с выполнением своих социальных функций.
Излишняя зависимость от других людей ограничивает адаптационные ресурсы личности и не создает условий для формирования адаптационных способностей.
Именно в такой ситуации находятся воспитанники Детского дома. Они живут в замкнутом пространстве, на всем готовом, по особым, твердо установленным, правилам, под постоянной опекой взрослых, мало знакомы с реальной жизнью. А сколько ребят потерялось в жизни, не смогло найти свою дорогу только потому, что всю жизнь были ограждены от опасностей стеной Детского дома.
Выпускники имеют невысокий адаптационный потенциал и испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения, как себя лично, так и ситуации, в которой оказываются.
Неразвитый социальный интеллект приводит к незнанию и непониманию законов и правил социума. Выпускники Детского дома с одинаковой легкостью могут быть как жертвами, так и участниками преступлений.
Детям-сиротам после выпуска из учреждения необходимо пройти процесс социальной адаптации, сформировать позитивное отношение к окружающим, обрести способность принимать решения и нести за них ответственность, научиться вести хозяйство, планировать бюджет, подготовиться к созданию семьи и воспитанию детей.
Для успешной адаптации и интеграции в общество они нуждаются в специально организованной помощи, направленной на их активное включение в социум после выхода в реальную жизнь.
В структурном подразделении «Детский дом» разработана специальная программа подготовки выпускника к самостоятельной жизни, в ходе которой ребята получают знания и умения, однако, жить самостоятельно многие так и не попробовали.
Поэтому перед нами встала задача продвижения вперед, т. е. создание квартиры, где бы воспитанники, будущие выпускники, почувствовали себя взрослыми и самостоятельными людьми, где бы они заботились о себе, решали возникающие проблемы.
Это серьезная задача: быть взрослым не всегда просто, но и интересно, а, главное, от этого никуда не деться. И чтобы первые, самые сложные шаги во взрослой жизни были уверенными, воспитаннику необходимо пожить самостоятельно.
Социальная квартира – это уникальная возможность для будущих выпускников пожить не в сиротском учреждении, а в настоящей квартире, столкнувшись с повседневной жизнью и ее проблемами и заботами, обучиться базовым бытовым навыкам и умениям.
Проживание в Социальной квартире способствует более успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку, приходится рассчитывать, главным образом, на свои собственные силы и полученный опыт.
Социальная квартира играет роль своеобразного социального адаптера — с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой — формирует у воспитанника качества, необходимые для адаптации.
Социальная квартира предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень подготовки, который характеризуется способностью решать жизненные задачи с использованием всех имеющихся в его арсенале средств.
Процесс организации деятельности Социальной квартиры удобнее всего представить как проект.
Проект - это ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникального продукта или услуги; любая деятельность, имеющая четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает ее завершение.
Это особая форма организации деятельности, направленная на достижение запланированного конкретного результата заранее определенным способом с использованием уже известного и ограниченного количества ресурсов, в предварительно оговоренные сроки.
Цели деятельности «Социальной квартиры» :
Подготовка выпускников к дальнейшей самостоятельной жизни вне учреждения, исходя из их индивидуальных возможностей и реальных условий социума.
Успешная социальная адаптация и интеграция в общество.
Задачи:
Создать условия, способствующие успешной социальной адаптации выпускников;
Создать условия для всестороннего развития навыков самообслуживания, развития социальной компетентности для успешной социализации в обществе;
Создать условия для приобретения опыта самостоятельного проживания;
Создать условия для формирования опыта взаимодействия с социумом (МФЦ, поликлиника, банк, почтовое отделение и т. д.);
Создать условия для формирования способности к самоопределению и саморазвитию.
Основные принципы деятельности Социальной квартиры :
постепенное усложнение предъявляемых воспитанникам требований и задач в сфере практической деятельности;
постепенное расширение зон самостоятельности и ответственности воспитанника на фоне того, что контроль со стороны педагога постепенно снижается, а уровень ответственности воспитанника увеличивается;
признание того, что воспитанник является активным участником деятельности на всех этапах работы;
индивидуализация проживания, при которой каждый воспитанник имеет право выбора содержания подготовки к самостоятельному проживанию;
проведение работы в тесном контакте с объектами социальной инфраструктуры (органами опеки и попечительства, общественными организациями, МФЦ, паспортным столом, почтой, банком и т. д.)
Предварительный этап включает:
принятие решения об организации при учреждении Социальной квартиры; создание рабочей группы для осуществления деятельности по организации Социальной квартиры; разработку «проекта» Социальной квартиры, который состоит из проекта социальной квартиры как помещения и плана мероприятий по организации деятельности в Социальной квартире;
выделение помещения для Социальной квартиры, его ремонт и оборудование; разработку и утверждение нормативной правовой документации, регулирующей деятельность социальной квартиры, в том числе:
положения о Социальной квартире;
должностных инструкций специалистов;
программ сопровождаемого проживания воспитанников,
порядка заселения;
памяток для воспитанников, проживающих в Социальной квартире;
системы мониторинга индивидуальных достижений воспитанников.
На этапе анализа результатов и внесения изменений в деятельность Социальной квартиры изучается работа Социальной квартиры за учебный год.
На основе проведенного анализа могут вноситься изменения, как в содержание программ сопровождаемого проживания, так и в некоторые нормативные правовые документы, например, в порядок заселения и схему проживания.
Зоны Социальной квартиры :
Прихожая.
Зона для отдыха, для занятий – гостиная.
Зона для сна.
Зона приготовления пищи. Обеденная зона.
Санитарно-гигиенический блок.
Главное требование к стартовому набору оборудования — это полное обеспечение самостоятельного проживания воспитанников (отдых, организация досуга, выполнение домашних занятий, приготовление пищи, уборка, и т. п.).
Перед заселением воспитанников в Социальную квартиру необходимо :
напомнить правила внутреннего распорядка, режим дня, правила проживания воспитанников в Социальной квартире;
ознакомить воспитанников с инструкциями по технике безопасности использования бытовых приборов и оборудования.
Отправной точкой реализации программы сопровождаемого проживания является высказанное воспитанником желание попробовать жить самостоятельно (это желание может быть оформлено в виде заявления).
Важно учесть характер и уровень развития воспитанников, степень их коммуникабельности, имеющиеся склонности и т. п., а также понять, что именно стоит за высказанным желанием: любопытство, стремление к перемене обстановки или желание научиться жить самостоятельно.
При сопровождении педагогами используется личностно – деятельностный подход, который включает:
• признание личности каждого воспитанника высшей социальной ценностью;
• уважение ее уникальности и своеобразия;
• признание ее социальных прав и свобод;
• отношение к воспитаннику, как к субъекту собственного развития;
• опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке.
Главной задачей педагогов является формирование социальных ценностей у выпускников. Педагогическую работу по формированию у детей сирот системы социальных ценностей, начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих: формирование системы нравственных ценностей. Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей [2].
В каждой из сфер деятельности выделяются основные показатели, подлежащие оценке:
Самообслуживание:
умение обращаться с бытовой техникой и знание инструкций по ее эксплуатации;
уборка квартиры (частота и качество);
приготовление пищи (частота, разнообразие, соблюдение рецептуры, вкус);
санитарно - гигиенические навыки (регулярность, правильность использования моющих средств);
ответственное отношение к социально - бытовой деятельности; совершение покупок; посещение объектов социальной инфраструктуры.
Самоорганизация:
планирование бюджета;
самостоятельная подготовка домашних заданий;
умение пригласить и принять гостей;
наличие хобби;
умение организовать посещение культурно - массовых мероприятий;
занятия по формированию ЗОЖ;
занятия в кружках, секциях;
самостоятельное соблюдение режимных моментов;
умение планировать свое время.
Саморегуляция:
знание прав и обязанностей гражданина РФ;
знание правил общественного поведения и следование им в жизни.
Подростки-сироты испытывают потребность в положительной самооценке и в хорошем отношении к себе. Этому способствует эмоциональная поддержка, похвала. [3].
Сопровождаемое проживание направлено на создание условий, в том числе, жилищных, для овладения навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны.
Сопровождение должно обеспечить :
безопасность и защищенность;
соответствие потребностям и физическим возможностям людей, которым оно предоставляется;
расширение сферы общения и социальных контактов, исключение социальной изоляции;
самостоятельность и независимость в образе жизни и ведении хозяйства;
комфортность проживания и достойный уровень жизни.
Социальная квартира – это уникальная возможность для будущих выпускников пожить в настоящей квартире, столкнувшись с повседневной жизнью, ее проблемами и заботами, обучиться базовым бытовым навыкам и умениям, быстрее ориентироваться и осваиваться во взрослом мире.
Опыт использования Социальных квартир позволяет утверждать, что организация сопровождаемого проживания помогает резко повысить эффективность подготовки к самостоятельной жизни выпускников Детского дома, особенно в части развития навыков самообслуживания и самоорганизации жизни в социуме.
Подводя итог, можно сказать о том, что Детский дом играет в жизни выпускников важную роль в процессе формирования личности и общественных ценностей, в социальной адаптации и интеграции в общество.
Литература:
1. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. – М. : Просвещение,1969. с. 53.
2. Михалина С. Г. Формирование системы социальных ценностей. г. Заозерск Мурманской области: «Открытый урок», 2010.
3. Шарапова Ф. А. Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот. 2005. 45–71 с.
4. Унарова, Л. Д. К проблеме социальной уязвимости детей — воспитанников детских домов // В сборнике: Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года Сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. С. Чернова. — 2017. — С. 13–17. Гусарова А. Е. Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как проблема современного общества // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 278-281. — URL https://moluch.ru/archive/208/51128/ ( дата обращения: 10.02.2019).