Иван Окуньков
Особенности профоориентационной работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Современные реалии нашего государства, рынка труда и общественных отношений диктую новые условия, свои требования и запросы, понимание и осознание которых необходимо для успешного трудоустройства, поиска путей личной самореализации, адаптации и социализации. Нельзя отрицать факт ухудшения экономической обстановки в нашей стране, сокращения рабочих мест, высокую конкуренцию на за вакансии на рынке труда. Важно отметить новые явления в общественной и экономической сфере, связанные со стремительный развитием информатизации рабочих процессов, большого влияния информационных источников, социальных сетей, требований предприимчивости и «универсальности» к соискателям на рынке труда.
Публикация «Особенности профоориентационной работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Разумеется, не каждый может в сложившихся обстоятельствах адекватно оценить общественную и экономическую обстановку, определить пути своей личной самореализации и трудоустройства с учетом существующих условий, и особенно сложно приходится молодому поколению.
В настоящее время российская молодежь сталкивается с комплексом проблем социального характера, среди которых можно выделить:
1) Поиск путей личного и профессионального самоопределения, реализации своих способностей к труду и творчеству;
2) Отсутствие необходимого социального опыта и навыков, необходимых для самостоятельной организации трудовой и бытовой жизнедеятельности;
3) Недостаток конструктивных жизненных ориентиров, «живых» и наглядных примеров успешной жизни, продуктивной и здоровой организации своего досуга, быта, труда и иных видов деятельности, в том числе ввиду отсутствия «живого» примера конкретных людей, наставников, способных стать здоровым примером для подражания, источником необходимого опыта, знаний и вдохновения;
4) «Информационная растерянность», «оторванность от реальности», в том числе ложное и иллюзорное представление об окружающей действительности, политической и социальной обстановке, зачастую ввиду большого влияния социальных сетей, мессенджеров и информационных источников сети Интернет, из которых молодые люди черпают не только полезную информацию, но и стереотипные и далекие от действительности картины реальности и модели поведения. Все чаще наблюдается феномен того, что молодые люди привыкая к виртуальному общению теряют связь с «живым» опытом, сокращают «живое» общение, из-за чего нарушается способность к коммуникативности и умению взаимодействовать с людьми;
5) Молодые люди зачастую не имеют адекватного представления о реалиях той или иной профессии, творческой и иных видах деятельности;
6) Проблема отсутствия диалога и наличия обратной связи между молодежью и старшим поколением, наставниками и т. д.
Особенно остро и опасно данные проблемы проявляются среди категории молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ввиду отсутствия полноценного семейного воспитания и иных негативных факторов более уязвимы в социальном отношении.
Для правильного подхода в организации профоориентационной работы с данной категорией студентов нужно учитывать их социально-психологические особенности, среди которых можно выделить следующие:
1) Повышенный уровень инфантильности, нежелание принимать на себя ответственность и выполнять обязательства;
2) Зачастую иждивенческая позиция по отношению к обществу и государству («мне все должны, я никому ничего не должен»);
3) Частое отсутствие элементарных навыков бытового обслуживания и социального взаимодействия;
4) Недостаточная информационная осведомленность о своих правах и обязанностях, реальном положении на рынке труда, общественной и политической обстановке, отсутствие интереса к подобным темам;
5) Большая внушаемость, подверженность мнению окружения;
6) В ходе многолетнего мониторинга личных дел данной категории лиц, отмечено, что студенты из числа детей-сирот часто имеют проблемы со здоровьем, физиологические и психические нарушения.
Вышеозвученные особенности затрудняют работу по профоориентации с данной категорией лиц и требуют особого подхода в ходе работы со студентами. В результате обобщения опыта по профоориентационной работе со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами были сформированы принципы, методы и подходы, учитывающие особенности данной категории студентов.
В первую очередь, как бы это ни казалось банальным, нужно реально учитывать и принимать социально-психологические характеристики студентов из числа детей-сирот всеми субъектами профоориентационной работы : воспитателями, социальными педагогами, педагогом-психологом, преподавателями, мастерами производственного обучения и т. д. Известны случаи, когда, не учитывая данные особенности, преподаватели могли неправильно организовывать работу со студентами, делать им недопустимые замечания и предъявлять явно завышенные требования, несообразные с их возможностями, отчего студент терял мотивацию к обучению, «дистанцировался» от педагогического окружения, терял интерес к выбранной профессии и учебе. Чтобы этого не допустить, необходимо своевременно информирование о личных особенностях каждого студента указанной категории, выработка к нему индивидуального и деликатного подхода, в то же время без «выделения» его среди коллектива сверстников как «особенной категории», что может болезненно восприниматься самим студентом.
Во-вторых, как показывает практика, при поступлении в учреждения среднего профессионального образования, некоторые абитуриенты из числа детей-сирот просто не понимают чем они хотят заниматься, имеют искаженное представления о профессии/специальности на которую они поступают, из-за чего в дальнейшем могут прийти к разочарованию и даже игнорировать или прекратить обучение. В целях недопущения подобного, следует еще до поступления в учреждения среднего профессионального образования проводить работу по выявлению интересов ребенка, его способностей, пожеланий и возможностей различными методами: тестирование, анкетирование, наблюдение и т. д. Но более всего важно непосредственно ознакомить абитуриента с потенциальной профессией или специальностью. Так, при поступлении в СПб ГБПОУ «РКТК» абитуриенты из числа детей-сирот могут еще заранее прийти на день открытых дверей, пройти собеседования, где преподаватели и мастера производственного обучения введут их в курс выбранной профессии/специальности, развеют ошибочные представления. Абитуриенты могут лично посетить мастерские и производственные помещения, увидев учебный и производственный процесс наяву. Стоит отметить большую эффективность в этом направлении развивающего проекта «Зачетный гость».
В ходе реализации проекта «Зачетный гость» молодые люди из числа детей-сирот и простые студенты могут вживую выслушать истории успешных и талантливых в своей области людей (актеров театра, пилота гражданской авиации, шеф-повара, волонтеров, бизнесменов и т. д., почерпнуть от них живой опыт и знания. Ребята не просто пассивно слушают монолог зачетного гостя, но находясь в дружной и спокойной обстановке, далекой от строгого формализма, вживую общаются с «зачетным гостем», задают интересующие вопросы, принимают непосредственное участие в тренингах и упражнениях, которые организуют «зачетные гости». После проведения данных встреч, ребята черпают для себя ценный опыт и знания, получают адекватное представления о разных сферах деятельности, мотивируются на поиск своего места в жизни. Иногда, даже после проведения мероприятия молодые люди продолжали общение с «зачетным гостем», который уже выступал для них в роли живого наставника, а некоторые даже начинали пробовать себя в новой деятельности под его наставничеством. Данное мероприятие показало большую эффективность в сфере самоопределения и профориентации студентов из числа-детей сирот, так как они вживую и непосредственно могут узнать о возможных путях самореализации и трудоустройства, осознать с какими трудностями придется столкнуться, как использовать свои возможности и способности и т. д.
В третьих, хотим отметить тот факт, что молодежь, и особенно студенты из числа детей-сирот часто имеют недостоверные или искаженные представления о существующих общественных, политических и экономических реалиях, ситуации на рынке труда и достаточно завышенные требования и амбиции, не подкрепленные желанием прикладывать усилия и брать на себя ответственность. В свою очередь, это может вызвано как недостаточной информированностью и отсутствием интереса, так и влиянием социальных сетей, окружения, которые создают далекие от действительности картины происходящего, возможностей и т. д. Так, в ходе обобщенных результатов тестирования на тематику желаемой работы и ожидаемых от работы условий, выяснилось, что большинство студентов ожидает быстрого и беспрепятственного устройства на работу, не требующую больших усилий и повышенной ответственности, с коротким рабочим днем и высоким заработком на уровне среднего по Санкт-Петербургу. Отчасти понятна некоторая наивность и максимализм, но при столкновении с действительностью, молодые люди могут впадать в растерянность, фрустрацию и даже озлобленность, а молодежь из числа детей-сирот тем более. В свете вышеуказанных явлений, необходимо проводить работу по информированию студентов, создания у них адекватной картины реальности и представлений о своих возможностях. Определенную задачу в этом смысле решает производственная практика, но даже с ее учетом студенты могут продолжать строить иллюзии по поводу своей будущей занятости. Потому всему педагогическому составу, работающему с данной категорией студентов, необходимо проводить разъяснительную работу, информационные беседы, наглядные мероприятия. Нами проводятся как официальные мероприятия так и неформальные беседы с каждым студентом, где мы делимся своим личным опытом, стараемся деликатно развеять иллюзорные представления, даем дельные советы и даже можем непосредственно помогать в трудоустройстве. Опять-таки большую роль в преодолении этого комплекса сыграл проект «Зачетным гость», так как в ходе живого и неформального общения студенты узнают не только о достижениях «зачетного гостя», но и сложностях на пути, трудностях, «подводных камнях» профессии и т. д.
Необходимо еще добавить, что в работе по профоориентации детей-сирот необходим комплексный подход, согласованность как всего педагогического коллектива в ходе данной работы, так и привлечение и взаимодействие с другими организациями и учреждениями. Так, в случае категорического неприятия студентом и разочарованности в своей профессии, с учетом его мнения и его характеристик, мы способствовали его переводу на другую желаемую специальность, или же даже переводу в другое учебное учреждение. В деле профоориентации и дальнейшего трудоустройства мы взаимодействуем с Агенствами Занятости населения, Центрами помощи семье и детям, Центром по трудоустройству «Работа-i», благотворительными организациями и с организациями-партнерами.
Таким образом, для успешной работы по профоориентации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо хорошее понимание и учет социально-психологических особенностей данной категории лиц, согласованная и всесторонняя работа по выявлению и актуализации их предпочтений, талантов и возможностей как при выборе рода деятельности, так и в самом процессе обучения, работы или творчества. Необходимо реализовывать мероприятия, которые непосредственно знакомят и вводят студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в реальность желаемой или выбранной работы и иного рода занятости, и, как уже упоминалось, необходимо способствовать формированию адекватного представления о существующих общественных, политических и экономических реалиях, ситуации на рынке труда, своих возможностях и способностях.