Екатерина Маршакова
Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по теме :
«Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания».
Подготовила и провела
воспитатель Маршакова Е. С.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли
как женщину или мужчину.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных, в России было, установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли :
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
в мотивации деятельности и оценки достижений;
организации внимания;
в формах активации эмоций;
в игре и поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков
ДЕВОЧКИ:
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
МАЛЬЧИКИ:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
новую информацию анализируют с помощью правого полушария.
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям
Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер;
б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;
в) использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков;
г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
В формах активации эмоций:
МАЛЬЧИКИ в дошкольном возрасте эмоционально чувствительны и склонны к ситуативной тревожности не меньше чем девочки, хотя внешне эмоции могут не отражаться на лице;
Эмоциональная выразительность ДЕВОЧЕК высока и легко «считывается» взрослым с лица. К тому же, девочки более легко говорят о том, что они чувствуют - их чувства «вербализированы».
Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Из-за эмоций они хуже улавливают смысл произносимой информации.
В мотивации деятельности и оценке достижений:
• Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
• Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
В игре и поведении:
МАЛЬЧИКИ более подвижны, больше кричат, бегают;
В социальном поведении мальчики характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.
Стремятся к независимости.
Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение.
ДЕВОЧКАМ пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр-больше;
В социальном поведении девочки характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность.
Стремятся к взаимозависимости.
Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОБЩЕНИИ С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ:
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.
Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это
важно для мальчиков.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение.