Лилия Петрова
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель
Петрова Лилия Владимировна
Представляю вашему вниманию тему: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
Слайд 1.
Публикация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Слайд 2.
У детей дошкольного возраста наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. Они отрицательно влияют на развитие речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Слайд 3.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Слайд 4.
Этапы работы : 1 этап – выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения.
2 этап – тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.
Слайд 5.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Необходимо знать параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Слайд 6.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы).
Продолжительность игровых упражнений :
- 5-8 минут в проветриваемом помещении;
- упражнение повторяется 3-5 раз;
- дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
- обязательно чередовать с другими упражнениями.
А сейчас хочу познакомить вас с некоторыми играми и упражнениями которые научат ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.
Слайд 7.
• Упражнение «Снежинка» или «Варежка»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры : Дать ребенку варежку со снежинкой и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит.
Слайд 8.
• Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Слайд 9.
• Ветерок., листопад, бабочки)
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Слайд 10.
• Волшебные трубочки.
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры:
Слайд 11.
• Волшебная тропиночка.
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры:
Слайд 12.
• Аквариум.
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры:
Слайд 13.
• Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец! Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.
• Лебедь
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пластмассовая или резиновая игрушка лебедь (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку лебедь и предлагает поиграть.
Слайд 14.
• Буря в стакане.
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры : В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Слайд 15.
• Метель.
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Слайд 16.
• Бильярд.
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Слайд 17.
• Ловись рыбка большая маленькая!
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Слайд 18.
Практика показывает, что применение данных игр и упражнений на развитие речевого дыхания является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.
Также хочется познакомить вас с некоторыми играми и упражнениями мелкой моторики и само-массажа по улучшению коррекционного процесса.
1. Бусинки (пианино)
2. С кочки на кочку. (крышки)
3. квазимода
4. Резинки разноцветные.