Гадальшина Татьяна Николаевна
Дидактические игры и пособия как средства развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма, метод и средство образования детей. Отличительная черта дидактических игр — постановка и реализация учебных задач как формирования способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности.
Публикация «Дидактические игры и пособия как средства развития речи» размещена в разделах
Дидактические игры используются для решения задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, способствуют закреплению грамматических навыков.
В процессе дидактической игры формируются нравственные представления детей о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Решая умственную задачу в дидактической игре, дошкольник упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам, учится разнообразным экономным и рациональным способам решения умственных и практических задач.
Дидактическая игра способствует развитию качеств социальной активности – ребенок конструирует свое поведение и действия, во время выполнения условий игры закладываются честность, целеустремленность, умение радоваться своему и чужому успеху, смекалка, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной.
А это объективно подталкивает к поискам, как нетрадиционных, так и традиционных игровых приёмов и средств, в работе с детьми.
При поступлении детей в садик, исходя из наблюдений, мы обратили внимание на увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В основном это связанно с тем, что родители заменяют активное общение с ребенком, на то, что дают ему играть на планшетах, телефонах, просматривать в большом количестве телевизор, не разговаривают с ребенком. В результате чего не формируются новые модели поведения и игры, вследствие чего, ребенок застревает на определенном этапе развития, и с трудом усваивает новый материал.
На логопункт нашего дошкольного учреждения поступают дети с нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования и анализ исследований показали, что 30 % воспитанников значительно отстают от нормы в речевом развитии и как следствие отставание психического развития в целом.
Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей.
Для меня, как для воспитателя, очень важно было определить, каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать детям, познавать мир, развиваться, взрослеть. Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен подготовить воспитанника, у которого смог бы учиться сам. Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.
Мой опыт работы показывает, что именно традиционные дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи.
Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми. В нашей группе есть игры с дидактическими игрушками, дидактические пособия, настольно - печатные игры, игры - путешествия, игры - загадки, «лото», «конструкторы», «домино», различные мозаики.
Также вместе с детьми рассматриваем красочные альбомы по теме: «Овощи на грядках» - где закрепляются названия овощей, «Домашние животные» - дети знакомятся и запоминают домашних животных, «Ягоды и фрукты», рассматриваем и читаем книжки - малышки, детям они очень нравятся, и они конечно сами того не замечая, овладевают различными знаниями, обогащается и развивается их словарный запас.
В течение дня, в свободной деятельности, дети с удовольствием разбирают и собирают матрёшку, играют в игры – шнуровки, украшают коврик – застегивая и расстегивая пуговицы, учатся нанизывать бусинки на верёвочку, делая бусы для куклы.
К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игры.
Чтобы еще больше привлечь внимание детей и родителей, стали изготавливать дидактические пособия по различным темам.
В рамках тематической недели по теме «Домашние животные» обратила внимание на то, что дети очень трудно запоминали название детенышей животных. Была изготовлена игра «Найди мою маму» и макет «Ферма».
При прохождении темы «Дикие животные зимой» совместно с детьми изготовили плакат «Зимой в лесу»
При создании картины ребята узнавали много интересного о жизни диких животных в зимнее время. Во время беседы по картине, ребята пришли к выводу, что зимой трудно не только животным, но и зимующим птицам, поэтому решили помогать птицам в зимнее время. Дети, выходя на прогулку, наполняли кормушки для птиц зёрнышками и хлебными крошками. Ребята наблюдали за прилетающими к кормушкам птицами. Свои наблюдения ребята отразили в коллективной аппликации «птичья столовая».
Ценность этих пособий в том, что к ним можно вернуться не раз. Дети помнят, какую птичку они наклеили, чем кормили. Во время беседы – игры происходит живое общение, которого так не хватает, дети выражают свои мысли и эмоции.
Я советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры.
Многие родители прислушиваются к советам и используют наши рекомендации, памятки с названиями игр.
К концу учебного года по результатам наблюдений и бесед с родителями можно сделать вывод, что дидактические игры и пособия помогли расширить словарь, закрепить знания детей.
Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей.