наталья зубаренко
Пособие для родителей «Сборник игр и упражнений по развитию речи и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение
Уважаемые родители, развитие речи является одной из самых важных задач подготовки к обучению и во время обучения в школе. Данное пособие составлено для возможности его использования в семейной обстановке. Простота и увлекательность предложенных упражнений и игр так же может объединить всех членов семьи и превратить занятие в любимый отдых в кругу близких. Любимой деятел
Публикация «Пособие для родителей „Сборник игр и упражнений по развитию речи и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
ьностью ребенка является игра, поэтому, при обучении последовательно и связно излагать свои мысли, предпочтение лучше отдавать разнообразным играм, в которых будет происходить формирование речи.
Любое время, проведенное с ребенком, можно превратить в увлекательное занятие по развитию речи. К примеру, на прогулке, знакомить детей с природными явлениями, происходящими в неживой и живой природе; учить видеть природные взаимосвязи, например, тучи на небе, значит, будет дождь; гуляя в парке, дворе, лесу рассказывайте детям о встречающихся деревьях, кустарниках, сравнивайте стволы, листья, описывая их и формируя, таким образом, словарь и предметные представления ребенка.
II. Упражнения и игры для оптимизации речевых процессов
Есть игры, которые вообще не требуют подготовки и специального оснащения, их можно совмещать с каким-то другим занятием. Вот некоторые из них:
- «Отгадай, о чем» – по очереди с ребенком закрываете глаза и называете как можно больше признаков задуманного объекта. Закрывший глаза должен догадаться, о чем речь;
- «Отгадай, о чем?» – играть так же, но уже с называнием разнообразных действий живого объекта;
- «Кто больше назовет признаков», выигрывает тот, кто сказал последнее прилагательное;
- «Кто больше назовет глаголов?», выигрывает назвавший больше;
- «Кто внимательный?» – в этой игре надо перечислить все окружающие предметы на заданный звук;
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. "
- "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" – "Река, улица, лента. "
- "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы.
-«Описание предмета» – ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов;
- «Что это?» – взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему существительное, затем игра наоборот. Называется предмет, к которому подбираются прилагательные;
- «Какие части?» – сначала рассказывать ребенку о том, какие части есть у машины, например (кузов, колеса, кабина, руль, сиденье, фары и т. д., или у дерева (корни, ствол, ветви, листья, крона) и т. д, а потом спрашивать или по очереди рассказывать друг другу про части объектов живой и неживой природы;
- «Небылицы» – взрослый придумывает ситуацию, и спрашивает у ребенка «бывает или нет?», если ребенок правильно отгадал, то уже он придумывает вопрос для родителя;
- «Скажи наоборот» — придумывание антонимов к словам ( например: зима-лето, длинный-короткий, белый-черный);
- «Скажи по - другому» — придумывание синонимов к словам (например, трость- подпорка, палка, клюка, костыль);
- «Кто больше?» – перечисление предметов одной темы (например, мебель: стул, стол, табурет, шкаф и т. д);
- «Да и нет не говори» – в этой игре запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет»;
- «Кто что делает?» – надо придумать действие к слову (например, собака лает, доктор лечит, белка прыгает) :
- «Посчитаем» – словосочетание (существительное с прилагательным) считают, склоняя оба слова, до пяти, например, одна желтая груша- две желтые груши -три желтые груши- четыре желтые груши- пять желтых груш;
- «Большой - маленький» – взрослый называет слово, а ребенок называет к нему уменьшительное;
- Игра «Добавь слово» – Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание, например: - Света проснулась и. (стала умываться). - Вова оделся и. (пошел гулять). - Он замерз и. (побежал домой). - Стали они играть. (с мячиком). - Зайчик испугался и. (ускакал). - Девочка обиделась и. (ушла).
- «Путешествие» – пофантазируйте с ребенком, поговорите на тему путешествия, обсудите куда поедете, что возьмете с собой, что увидите в путешествии;
Что необходимо учитывать при организации занятия с детьми с нарушением зрения :
• Быстрая утомляемость детей требует частой смены деятельности. Помимо физкультминуток, необходимо обязательное проведение зрительной гимнастики
• Важно создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении занятий с детьми. Учитывать рациональное размещение учебного материала на фоне других объектов. (рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми, имеющими низкую остроту зрения) Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: при выборе игр и упражнений акцент ставится на материал, способствующий развитию слухового внимания и упражнения для развития двигательной памяти. При организации логопедической работы решаются и специальные задачи для детей, имеющих остаточное зрение :
• Обогащение зрительных представлений через рисунки и предметы;
• Развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);
• Развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
• Стимуляция зрительно-познавательной активности;
• Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слов)
• Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления).
III. Игры и упражнения для детей с нарушениями зрения : (подборка игр для педагогов и родителей)
Игры для слепых детей
Ищи
Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.
Волшебный мешочек
Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.
Ходьба по контуру
Инструменты: канат или лента.
Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.
Слепые от рождения дети не знают, как выглядят цвета. Поэтому они ориентируются по количеству, размеру, объёму, масштабу.
Игры для слабовидящих детей
Зашумлённые изображения
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.
Прятки
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.
Незаконченное изображение
Инструменты: карточки.
Как играть: педагог предлагает ребёнку дорисовать недостающую часть картинки.
Настольные игры и карточки для детей с нарушениями зрения не ламинируют и не обматывают скотчем. В крайнем случае делают матовое ламинирование.
Зазвучи
Инструменты: разные игрушки.
Как играть: педагог даёт ребёнку игрушку, а задача ребёнка — издать звук. Например, получив игрушечный самолёт, он должен сымитировать звук взлёта.
IV. Картотека игр для детей с нарушением зрения.
«Разноцветные прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику, воображения, расширять знания об окружающем мире, упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете, учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и др., прищепки.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово:
Солнышко утром рано встает,
Лучики тянет – тепло нам дает.
«Курочка»
Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.
Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.
Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек. Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри, используя стихотворение:
Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!
«Геометрик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.
Материал: доска с гвоздями, цветные резинки.
Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.
Мобильный тренажер «Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко -буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет и описывает его, затем угадывает, какой это предмет.
«Найди на ощупь».
Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.
«Найди и разложи».
Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)
«Найди букву на ощупь».
Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква.
«Логокуб»
Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственных представлений, активизация в речи предлогов для обозначения пространственного расположения предметов; развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления (развитие анализа и синтеза).
Материал: куб, у которого грани разного цвета, картинки с изображением предметов разной формы и цвета.
Ход игры:
«Подбери по цвету».
Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов того же цвета, что и грани.
«Подбери по форме»
На гранях куба расположены по одной картинке с геометрической фигурой. Педагог предлагает назвать форму и подобрать к каждой грани картинки, похожие на круг, овал и т. д.
«Чего не стало»
Педагог предлагает запомнить картинки на одной из граней куба. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кого (чего) не стало?
«Что где находится»
Педагог раздает детям квадратные листы и наборы геометрических фигур. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе: расположить геометрические фигуры на одной грани в произвольной последовательности. Затем описывает расположение своих фигур (дети при этом повторяют узор на листах) после окончания работы дети проверяют свою работу.
«Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.
Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь. Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
«Бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
«Веселые гонки»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.
Материал: панель, трубки, шарики.
Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»
«Цветочная поляна»
Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.
Материал: полянка с нашитыми пуговицами, цветы из фетра разного цвета.
Ход игры: предложить детям посадить цветы на полянке. Можно придумать разные варианты цветов, украсить насекомыми.
«Пуговицы»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, координации, мелкой моторики
Материал: пуговицы разные по размеру и по цвету,
Ход игры: смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. д.
«Сравни картинки»
Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности.
Материал: крупные карточки с одинаковыми изображениями, но разными деталями.
Ход игры: на стол выкладывается несколько карточек, а ребенку предлагается найти в них отличия и назвать их.
«Фигурные таблицы»
Цель: развитие способности переключения зрительного внимания.
Материал: таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры.
Ход игры: Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т. д.).
«Игра с карточками»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, расширение кругозора.
Материал: 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.
Ход игры: разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?».
«Прятки в шкафчике»
Материал: пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребё нка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей : 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.
Ход игры: Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например, пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?»
«Угадай животных»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
Материал: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).
Ход игры: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их. 2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное. 3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.
«Деревянные катушки»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.
Материал: деревянные катушки с разноцветными нитками.
Ход игры: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.
2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.
3. «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки, и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.
«Цилиндры»
Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
Материал: цилиндры.
Ход игры: используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.
«Найди цветок для бабочки»
Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.
Материал: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.
Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок?» Дети называют 4 цвета. «А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться? Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок». После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?
«Пуговки»
Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.
Материал: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.
Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка. Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.
«Волшебные картинки»
Материал: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.
Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют картинки, и педагог просит раскрасить их, ориентируясь
на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.
«Сложи пуговицы в коробки»
Материал: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы, цветные карандаши.
Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.
«Из каких фигур предметы?»
Материал: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.
Ход игры: педагог предъявляет ребё нку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки?» После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.
«Составь фигуры»
Материал: карточки с заданием, цветные карандаши.
Ход игры: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).
«Составь кубик»
Материал: карточка с заданием, цветные карандаши.
Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.
«Какой формы предметы?»
Материал: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов, простой карандаш.
Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображё нные на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы?» Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.
«Прятки»
Материал: карточка с заданием, цветные карандаши.
Ход игры: ребёнку предъявляют карточку, и педагог просит рассмотреть фигурки, изображённые в верхней части карточки, затем даё т инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».
«Исправь ошибки»
Материал: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.
Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаё т вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их».
«Найди пару»
Материал: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш.
Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют карточки, и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду.
Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.
«Почини коврик»
Материал: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками», простой и цветные карандаши.
Ход игры: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.
2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаё т вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.
«Что здесь спряталось?»
Материал: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши.
Ход игры: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.
«Что забыл дорисовать художник?»
Материал: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.
Ход игры: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).
Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить всё изображение.
Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
• У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
• Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.