Наталья Павлова
Тренинг с педагогами детского сада по эффективному преодолению стрессовых ситуаций на работе
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг с педагогами детского сада.
Цель: поиск внешних ресурсов для эффективного преодоления стрессовых ситуаций на работе; сплочение коллектива.
Целевая группа: воспитатели и педагоги детского сада.
Количество человек: 11.
Продолжительность: 40 мин.
Время проведения: 12 января 2015г., 13ч 30мин.
Место проведения: музыкальный зал
Публикация «Тренинг с педагогами детского сада по эффективному преодолению стрессовых ситуаций на работе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Используемые материалы: небольшие листы бумаги, карандаши, катушки ниток, мешочек из плотной ткани.
Предварительная работа : подготовить поле для игры. Огородить стульями участок зала примерно 3на 3 метра, разложить на нем в хаотичном порядке предметы (игрушки, книги и т. д.).
Ход тренинга
Вводная часть: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Все вышли из новогодних отпусков, и у всех такое настроение, что хорошо отдыхали, но мало! И дожить бы до отпуска. Год перевалил за середину, мы все немножко устали, и самое время поговорить о том, как благополучно дожить до его окончания и отдыха.
Основная часть:
1. Телесно-ориентированное упражнение «Педагог уставший-отдохнувший»
Цель: создание положительного эмоционального настроя у педагогов.
Я прошу вас сейчас изобразить, без слов, только позой и лицом, Очень Уставшего Педагога. Того, который идет на работу через силу, через «не могу» и только потому, что деваться ему некуда, запланированную работу он еще выполняет, но при малейшем стрессе : конкурс, о котором он не знал, какая-то работа по документации, которую он не ожидал, вызывают сильное раздражение. Попробуйте, сядьте, как он будет сидеть, как смотреть…
Обсуждение.
А теперь вы поехали в отпуск. Закройте глаза и вспомните не картинку, а запах и ощущения кожей и звуки самых приятных моментов своего отпуска. Пауза. Сядьте теперь так, как вам хочется. Посмотрите друг на друга, видите разницу?
Обсуждение.
2. Теоретическая часть. Введение понятия «ресурс».
А теперь давайте поговорим о том, какими способами нам не оказаться к концу года в первом состоянии. В психологии есть понятие «ресурс». Это те внутренние силы, на которые мы можем опираться при стрессе. Проще всего объяснить понятие ресурса на детях. К нам приводят ребенка с проблемами: не читает, плохо говорит, невнимателен, крутится и так далее. Далее мы смотрим ребенка, выявляем причины: память плохая, внимание рассеянное и т. д. и ресурсы-это сильные стороны, на которые мы можем опираться, помогая ребенку хорошо учиться при всех его проблемах. У взрослых людей при сильных стрессах тоже всегда есть ресурсы, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями. Мы с вами будем составлять аптечку скорой помощи, опираясь на имеющиеся у нас ресурсы.
Что может служить ресурсом для уставшего педагога?
Обсуждение.
3. Упражнение «Аптечка ресурсов».
Цель: расширение представлений педагогов о средствах самопомощи при стрессах. Сплочение коллектива.
Перед вами листочки бумаги, нитки и карандаши. Я прошу каждого взять не меньше 5 листочков.
На одном листочке вы пишете один ресурс, сворачиваете листик трубочкой и получившиеся трубочки связываете между собой в гирлянду. Гирлянды складываете в мешок. Время-не больше 10 минут.
Теперь пусть каждый из вас вытащит гирлянду, какая попадется. Когда закончится наш тренинг, вы развернете, прочитаете, кому что досталось и сложите, пожалуйста, в те папки, которые я вам раздала. Возможно, вы найдете какую-то неожиданную идею на этих листах как помощь вам.
4. Упражнение «Лабиринт проблем».
Цель: Выявление актуальных для каждого педагога трудностей в его работе, создание ситуации взаимопомощи и доверия друг другу, формирование «чувства локтя».
А теперь встаем парами. Перед вами поле. Назовите мне, пожалуйста, самые актуальные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в своей работе.
Педагоги называют, я записываю и раскладываю листочки на поле с препятствиями. Теперь, ваша задача. Один в паре закрывает глаза, второй ведущий. Ведомый должен пройти по полю с препятствиями, с закрытыми глазами, ни на что не налетев. Ведущий помогает, дает указания, голосом. За границы поля ведущий не заходит!
Начали!
Выполнение упражнения. В конце каждой паре задается вопрос: «Было ли это так легко, как вам казалось в начале?
Заключение:
Работа педагога-это стресс. Его можно преодолевать на ресурсах, о которых мы говорили, и еще можно опираться на своих коллег, вместе делать что-то легче.
Обсуждение. Цель: формирование общей цели педагогического коллектива.
У меня к вам вопрос: может ли быть в детском саду некая общая цель у воспитателей? Обратите внимание, не педагогов дополнительного образования, с ними проще, а именно воспитателей? Вы каждый работаете со своим возрастом и на своей территории. Может ли быть у вас всех общая цель и что это за цель?
Обсуждение.
Домашнее задание: подумать, могут ли быть еще какие-то общие цели?