Приложение МААМ

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

Наталья Залата
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие из-за трудностей, неудач в общении:

- от чего зависит успех в общении?

-почему мы не всегда понимаем друг друга?

- почему материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объясняешь- остается не усвоен воспитанниками?

- как найти путь к взаимопониманию?

Публикация «Психологический тренинг с педагогами ДОУ „Я — педагог!“» размещена в разделах

Одна из причин подобных вопросов- в недостатке знаний о сущности и особенностях коммуникативного общения. Анализ позволяет выделить наиболее часто встречающиеся проблемы в общении:

- неумение наладить контакт с воспитанником

-непонимание внутренней психологической позиции воспитанника

-неумение выстраивать отношения и перестраивать их в зависимости от конкретной ситуации

- сложность в организации диалога в образовательной деятельности

- неумение гибко реагировать на спонтанно возникшие ситуации

-сложности в управлении собственным психологическим состоянием

К сожалению в вузах уделяют внимания педагогической этике и этике общениянедостаточно.

Сегодня предлагаю вам небольшой экскурс в психологию и напомнить некоторые истины в педагогической работе, а так же немного поучиться развлекаясь.

Общение и потребности человека их всего шесть:

1. Для любого возраста характерна потребность в общении. например: вас расстроил один из детей (родителей) или наоборот порадовал своими успехами и в этом случае общение с коллегой вам помогает «Облегчить душу». Здесь проявляется потребность эмоционального контакта. Сын вернулся из школы, не взирая на требования помыть руки и пообедать, он спешит позвонить другу. Не стоит его останавливать- нужно выждать- потребность эмоционального контакта окажется сильнее.

2. Потребностьв безопасности обратите внимание, как незнакомые люди становятся общительными в ситуации тревоги. Долго нет автобуса. Стоящие на остановке люди, долго хранившие молчание, начинают обмениваться репликами, выражать досаду и опасения, кого-то винить. Так легче ждать. Не столь тревожно в ситуации неизвестности.

3. Потребность доминировать связана со стремлением оказывать влияние на других людей. В основном проявляется в подростковом возрасте. Ситуация: признанный лидер демонстрирует свое превосходство, проявляя в общении со сверстниками снисходительно или пренебрежительное к ним отношение. Одним это неприятно, они «взрываются», а другие спокойно относятся к подчиненному положению. Подобная реакция объясняет проявление прямо противоположной потребности- потребность быть ведомым.

4. Потребность в престиже – проявление этой потребности мы наблюдаем, когда человек публично выступает (делает доклад) надеется получить одобрение, признание, восхищение его знаниями. Если ожидания оправдываются это окрыляет. Если не оправдываются- огорчаемся: нас не поняли. Не оценили- больше делать не буду! Каждый охотнее общается с тем, кто относится к вам положительно.

5. Потребность быть индивидуальностью, ощутить себя личностью- близка к потребности в престиже, самоутверждении. Для общения существенное значение имеет осознание педагога этой потребности воспитанников: если осознаем стремление собеседника к самоутверждению, мы проявим уважение к его позиции. Чаще проявляем терпимость в том случае, если мнения совпадают.

6. Потребность в покровительстве, помощи- она близка к потребности быть ведомым. Разница в том, что потребность быть ведомым может быть устойчивой характеристикой личности, а потребность в покровительстве – ситуативная. Любой человек в определенных ситуациях может испытывать эту потребность, даже, если по характеру человек активный и привык надеяться на себя.

Регулярная неудовлетворенность потребностей ведет к развитию комплексов

Кроме потребностей есть характеристика человеческой личности, генетически заложенной в нас. Эти индивидуальные особенности проявляются в темпераменте. В общем стиле поведения.

Различаются 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

Сангвиник- сильный, уравновешенный, подвижный.

Холерик- сильный, неуравновешенный, стремительный.

Флегматик-сильный, уравновешенный, инертный.

Меланхолик- слабый, преобладают тормозные процессы.

Чистый темперамент встречается очень редко. Чаще в человеке сочетаются черты разных типов, хотя преобладает какой-нибудь один. Не путайте темперамент с чертами характера.

Темперамент закладывается генетически, черты характера- приобретенные со временем.

Честным. Грубым. Лживым, смелым и т. д. может быть человек с любым темпераментом.

Исходя из знаний о потребностях и темпераментах, можно планировать групповые задания (по подгруппам, давать поручения, и т. д применять в педагогической практике.

Успех педагогического общения во многом зависит от умения организовать целостный процесс коммуникативной деятельности и от культуры педагога.

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ.

Материал и оборудование:

• магнитофон, записи лёгкой, спокойной музыки;

• скрепки, булавки – в достаточном количестве;

• средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;

• сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;

• лепестки «ромашки»для игры «Личность педагога»;

• карточки к упражнению «Объявление» (репетитор, гувернёр, консультация, центр-развития, обучение) ;

• тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;

• бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас) .

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

1. Правила работы в группе.

Вед: Нам необходимо принять правила работы нашего семинара (участникам раздаются листочки с правилами семинара Приложение 1)

Правила работы в группе

Говори о том, что происходит здесь и сейчас. Всё что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания. Говорить только о том, что волнует участников в данный момент, обсуждать только то, что происходит в группе.

Доверительный стиль общения. Искренность в общении. Говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников.

Не избегай риска. Пытаясь проникнуть в незнаемое, всегда рискуешь, если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного; конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, знай, что без риска любой поиск превратиться в открытие и повторение того, ты уже знаешь и умеешь.

Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Вед: Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки). Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде. (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)

2. Приветствие «Смысл моего имени»

Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

3 Упражнение «Сочиняем стихи»

Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут) :

Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

Вместе с мужем мы собрались

Выйти вдруг куда - нибудь…

Весной везде повсюду лужи,

В ручьях кораблики плывут…

Я решила похудеть,

Села на диету…

После смены я решила

Быстренько уйти домой…

Всех решила удивить

И французский суп сварить…

Родители, часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь…

4. Упражнение «Личность педагога»

Вед: Я предлагаю разделиться на три (3) группы Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующая подгруппы отвечает на вопросы:

• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

• Что вы добавляете в этот список?

Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

5. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»

Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

1. Воспитатель детского сада – это.

а) Добрая лошадка всё свезёт

б) Без матки-пчёлки пропащие детки

в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены

2. Педагогический коллектив – это…

а) В мире, что в море

б) У одной овечки да семь пастухов

в) Склеенная посуда два века живёт

3. Обучать детей – значит …

а) Что посеешь, то и пожнёшь

б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка

в) В дорогу идти – пятерым лапти сплести

4. Воспитывать детей – значит…

а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет

б) Перемелется всё, мука будет

в) Наказом воевода крепок

5. Развивать детей – значит…

а) Сей день не без завтрака

б) Высоко летаешь, да низко садишься

в) Палка о двух концах

6. Работа с родителями – это…

а) Бумага не купленная, письмо домашнее

б) В добрый час молвить, в худой промолчать

в) По способу пешего хождения

Ключ к тесту

Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.

Публикации по теме:

Психологический тренинг «Как сохранить душевное здоровье педагогов» 1 Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединение) Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут.

Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее»Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.

Психологический тренинг для педагогов «Успешный педагог — развитый ребенок» Психологический тренинг «Успешный педагог – развитый ребенок». Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога. Задачи: 1. Расширение.

Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы — сила!»Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы — сила!» В рамках Недели психологии предполагалось проведение локальных мероприятий на уровне образовательного учреждения. Среди мероприятий, реализуемых.

Психологический тренинг для воспитателей «Дружный коллектив» Тренинг «Дружный коллектив» Баландина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №271» г. Перми Задачи: • Создание положительного.

Психологический тренинг на сплочение коллектива инвалидов старше 18 лет Тренинг на сплочение в коллектив инвалидов старше 18 лет. Цель: формировать навык сплочения и группового взаимодействия. Задачи: развитие.

Социально — психологический тренинг «Вместе весело шагать» СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «Вместе весело шагать». Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию.

Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.

Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.

Автор публикации:
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 16:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Залата (УИ 368492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД