Наталья Залата
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно найти ответы на вопросы, возникающие из-за трудностей, неудач в общении:
- от чего зависит успех в общении?
-почему мы не всегда понимаем друг друга?
- почему материал, который, казалось бы, предельно четко и понятно объясняешь- остается не усвоен воспитанниками?
- как найти путь к взаимопониманию?
Публикация «Психологический тренинг с педагогами ДОУ „Я — педагог!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Одна из причин подобных вопросов- в недостатке знаний о сущности и особенностях коммуникативного общения. Анализ позволяет выделить наиболее часто встречающиеся проблемы в общении:
- неумение наладить контакт с воспитанником
-непонимание внутренней психологической позиции воспитанника
-неумение выстраивать отношения и перестраивать их в зависимости от конкретной ситуации
- сложность в организации диалога в образовательной деятельности
- неумение гибко реагировать на спонтанно возникшие ситуации
-сложности в управлении собственным психологическим состоянием
К сожалению в вузах уделяют внимания педагогической этике и этике общениянедостаточно.
Сегодня предлагаю вам небольшой экскурс в психологию и напомнить некоторые истины в педагогической работе, а так же немного поучиться развлекаясь.
Общение и потребности человека их всего шесть:
1. Для любого возраста характерна потребность в общении. например: вас расстроил один из детей (родителей) или наоборот порадовал своими успехами и в этом случае общение с коллегой вам помогает «Облегчить душу». Здесь проявляется потребность эмоционального контакта. Сын вернулся из школы, не взирая на требования помыть руки и пообедать, он спешит позвонить другу. Не стоит его останавливать- нужно выждать- потребность эмоционального контакта окажется сильнее.
2. Потребностьв безопасности обратите внимание, как незнакомые люди становятся общительными в ситуации тревоги. Долго нет автобуса. Стоящие на остановке люди, долго хранившие молчание, начинают обмениваться репликами, выражать досаду и опасения, кого-то винить. Так легче ждать. Не столь тревожно в ситуации неизвестности.
3. Потребность доминировать связана со стремлением оказывать влияние на других людей. В основном проявляется в подростковом возрасте. Ситуация: признанный лидер демонстрирует свое превосходство, проявляя в общении со сверстниками снисходительно или пренебрежительное к ним отношение. Одним это неприятно, они «взрываются», а другие спокойно относятся к подчиненному положению. Подобная реакция объясняет проявление прямо противоположной потребности- потребность быть ведомым.
4. Потребность в престиже – проявление этой потребности мы наблюдаем, когда человек публично выступает (делает доклад) надеется получить одобрение, признание, восхищение его знаниями. Если ожидания оправдываются это окрыляет. Если не оправдываются- огорчаемся: нас не поняли. Не оценили- больше делать не буду! Каждый охотнее общается с тем, кто относится к вам положительно.
5. Потребность быть индивидуальностью, ощутить себя личностью- близка к потребности в престиже, самоутверждении. Для общения существенное значение имеет осознание педагога этой потребности воспитанников: если осознаем стремление собеседника к самоутверждению, мы проявим уважение к его позиции. Чаще проявляем терпимость в том случае, если мнения совпадают.
6. Потребность в покровительстве, помощи- она близка к потребности быть ведомым. Разница в том, что потребность быть ведомым может быть устойчивой характеристикой личности, а потребность в покровительстве – ситуативная. Любой человек в определенных ситуациях может испытывать эту потребность, даже, если по характеру человек активный и привык надеяться на себя.
Регулярная неудовлетворенность потребностей ведет к развитию комплексов
Кроме потребностей есть характеристика человеческой личности, генетически заложенной в нас. Эти индивидуальные особенности проявляются в темпераменте. В общем стиле поведения.
Различаются 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик
Сангвиник- сильный, уравновешенный, подвижный.
Холерик- сильный, неуравновешенный, стремительный.
Флегматик-сильный, уравновешенный, инертный.
Меланхолик- слабый, преобладают тормозные процессы.
Чистый темперамент встречается очень редко. Чаще в человеке сочетаются черты разных типов, хотя преобладает какой-нибудь один. Не путайте темперамент с чертами характера.
Темперамент закладывается генетически, черты характера- приобретенные со временем.
Честным. Грубым. Лживым, смелым и т. д. может быть человек с любым темпераментом.
Исходя из знаний о потребностях и темпераментах, можно планировать групповые задания (по подгруппам, давать поручения, и т. д применять в педагогической практике.
Успех педагогического общения во многом зависит от умения организовать целостный процесс коммуникативной деятельности и от культуры педагога.
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.
Задачи:- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ.
Материал и оборудование:
• магнитофон, записи лёгкой, спокойной музыки;
• скрепки, булавки – в достаточном количестве;
• средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;
• сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;
• лепестки «ромашки»для игры «Личность педагога»;
• карточки к упражнению «Объявление» (репетитор, гувернёр, консультация, центр-развития, обучение) ;
• тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
• бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас) .
Ход занятия
Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.
1. Правила работы в группе.
Вед: Нам необходимо принять правила работы нашего семинара (участникам раздаются листочки с правилами семинара Приложение 1)
Правила работы в группе
Говори о том, что происходит здесь и сейчас. Всё что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания. Говорить только о том, что волнует участников в данный момент, обсуждать только то, что происходит в группе.
Доверительный стиль общения. Искренность в общении. Говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников.
Не избегай риска. Пытаясь проникнуть в незнаемое, всегда рискуешь, если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного; конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, знай, что без риска любой поиск превратиться в открытие и повторение того, ты уже знаешь и умеешь.
Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.
Вед: Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки). Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде. (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)
2. Приветствие «Смысл моего имени»
Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.
3 Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут) :
Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
Вместе с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда - нибудь…
Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…
Я решила похудеть,
Села на диету…
После смены я решила
Быстренько уйти домой…
Всех решила удивить
И французский суп сварить…
Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…
4. Упражнение «Личность педагога»
Вед: Я предлагаю разделиться на три (3) группы Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующая подгруппы отвечает на вопросы:
• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
• Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
5. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятерым лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.