Дробышевская Светлана
Последовательная работа над гласными и согласными звуками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями. Исходя из общих закономерностей овладения ребенком звуками (подготовка артикуляционного аппарата к правильному произнесению звука, появление звука, введение в речь и дифференциация с другими звуками, мы строим определенную систему работы. При отработке звуков используются три формы занятий: фронтальные, подгруппами и индивидуальные.
Публикация «Последовательная работа над гласными и согласными звуками» размещена в разделах
Фронтальные занятия проводятся регулярно со всей группой детей согласно планированию в течение года. При их планировании мы исходим из времени, отведенного программой по развитию речи.
Самостоятельное (целое) занятие по звукопроизношению проводится один раз в месяц, а как часть занятия - один раз в неделю. Эти занятия тщательно готовятся воспитателем. При проведении фронтальных занятий воспитатель может увидеть разницу в освоении программного материала каждым ребенком. Он сможет увидеть возникающие трудности у отдельных детей. Это даст воспитателю возможность продумать, что делать с этим ребенком дальше, над чем с ним работать на занятиях с подгруппами.
Занятия по подгруппам проводятся с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Они проводятся 2--3 раза в неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед уходом домой). Эти подгруппы (не более 4-6 детей) могут меняться, так как на фронтальных занятиях могут возникать затруднения у разных детей. Одним детям могут быть трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим уточнение изолированного звука или произношение его в словах. В эти подгруппы включаются и те дети, которые отсутствовали на фронтальном занятии. Благодаря проведению занятий по подгруппам воспитатель имеет возможность ликвидировать разницу в умениях детей и проходить программный материал на фронтальных занятиях со всей группой.
Индивидуальные занятия проводятся в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах. Работа с такими детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному вместе с логопедом. В этой работе должны принять активное участие и родители, выполняющие дома, определенные задания, данные воспитателем и логопедом. К индивидуальным занятиям в случае необходимости привлекаются дети, позже поступившие в детский сад или много пропустившие по болезни. С такими детьми индивидуально отрабатывается материал, пройденный со всей группой. Дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия, не исключаются из общей фронтальной работы по
звукопроизношению.
Проведение всех форм занятий по отработке звуков помогает формированию у детей правильного звукопроизношения и развитию ориентировки в звуковом составе языка. Навыки правильного, четкого произнесения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка. Вот почему во второй младшей группе мы берем для фронтальных занятий наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, n, б, м, ф, в). На этом материале мы развиваем у детей умение произнести изолированный звук длительно (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко, с изменением силы голоса, четко произнести и выделить голосом звук в слове, сказать в нормальном темпе фразу с этим звуком. Постепенно идет совершенствование этих умений. Усложняется и материал занятий.
Для отработки звуков проводятся следующие виды занятий:
1. Занятие для уточнения движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения правильного звука.
2. Уточнение произнесения или вызывание по подражанию изолированного звука.
З. Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах.
4. Воспитание правильного, четкого произношения звука в речи.
5. Итоговое занятие.
Мы не можем провести на каждый звук занятия всех пяти видов из-за недостатка времени, отводимого программой на занятия по звукопроизношению.
Поэтому во второй младшей группе и в первую половину года в средней группе мы проводим следующие три вида занятий:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука.
2. Уточнение произнесения изолированного звука.
3. Воспитание правильного, четкого произношения звука в речи.
В этом возрасте особенно важно уточнить движения органов артикуляционного аппарата, что и является наиболее трудным для детей второй младшей группы. Поэтому мы и берем первый вид занятия, выпуская итоговое занятие и объединяя воспитание правильного произношения звука в словах и во фразовой речи.
Со второй половины года в средней и старшей группах мы проводим следующие три вида занятий:
1. Уточнение произнесения или вызывание по подражанию изолированного звука.
2. Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах.
3. Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.
Учитывая то, что подготовке артикуляционного аппарата в предыдущих группах и во время проведения артикуляционной гимнастики уделялось много внимания, мы считаем возможным не проводить занятия по подготовке движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука. Важнее выделить в особый вид занятий уточнение правильного произношения звука в словах. Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).
Если воспитатель найдет время или возникает необходимость, то в средней и старшей группах при прохождении звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л,Р могут быть проведены итоговые занятия.