Приложение МААМ

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Бурлакова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»[/h3]

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. По утверждению Т. А. Хван и П. А. Хван жизнедеятельность человека потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям. Они угрожают жизни и здоровью человека и с момента рождения. Их перечень весьма значителен. Только негативных факторов, воздействующих на человека, по мнению В. Ю. Микрюкова, насчитывается более 100 видов. Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. На Земле нет человека, которому бы они не угрожали. И не в силах науки избавить общество от существующих опасностей.

Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (родителей, педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. И при этом не напугать, не вызвать чувства тревожности и восприятия мира как враждебного, а, наоборот, развить чувство защищенности, основанное на собственной компетентности в том, что касается умения предвидеть зоны риска и защитить себя от опасности.

В отечественной истории дошкольного образования уже с середины XIX века наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания навыков безопасного поведения у детей.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

В конце 20-30-х годов XX века в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. И. Краснопольского отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. К ним относятся: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице.

Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой и М. Ф. Филенко.

В настоящее время вопрос формирования основ безопасности детей дошкольного возраста исследуется Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Н. В. Коломеец, Р. Б. Стеркиной и другими.

Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.

Проводимая мной работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:

1. дать детям элементарные знания по вопросам безопасности жизнедеятельности;

2. добиться осознанности детьми необходимых действий в экстремальной ситуации;

3. сформировать навыки поведения в различных ситуациях, связанных с безопасностью жизнедеятельности.

Работа по формированию безопасного образа жизни включает в себя следующие направления:

безопасность на улице;

безопасность дома;

• ребенок и другие люди;

безопасность в природе.

Представленные направления раскрываются нами через следующие виды деятельности:

• беседы;

• просмотр иллюстраций;

• продуктивная деятельность (рисование, аппликация);

• чтение художественной литературы (загадки, сказки, рассказы, стихотворения);

• игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры);

• просмотр мультфильмов;

• тренинги;

• трудовые поручения.

Месяц Неделя Тема Форма работы Цели и задачи Интеграция образовательных областей

Сентябрь 1 «Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги» Беседа с использованием ИКТ Познакомить с понятием «пешеходный переход», «зебра», с видами пешеходных переходов.

Повторить и закрепить правила безопасного перехода улицы.

Учить отвечать на вопросы воспитателя;

Расширять кругозор детей по ПДД.

Формировать навыки безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста.

Прививать интерес к изучению правил дорожного движения. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

2 «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды» Рассматривание иллюстраций.

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать» (мухомор).

Загадки о грибах и ягодах.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Грибы и ягоды». Закрепить и обобщить знания детей о грибах и ягодах.

Учить различать грибы и ягоды на съедобные и несъедобные.

Развивать память и наблюдательность. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

3 «Электрические приборы» Беседа «Ток бежит по проводам».

Загадки об электроприборах.

Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Проводок». Уточнять представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования электрическими приборами.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Октябрь 1 «Внешность человека может быть обманчивой» Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Рассматривание иллюстраций с изображением обманчивой внешности.

Настольно-печатная игра «Смоделируй лицо человека». Продолжать объяснять детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Продолжать учить устанавливать собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.

Воспитывать бережное отношение к себе.

Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.

Продолжать использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

2 «Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» Чтение художественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.

С/ролевая игра «Больница». Познакомить детей с понятием «лекарство», «яд» и объяснить, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно и брать или что-либо другое у незнакомых людей. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

3 «Мы – пассажиры» Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте».

Чтение художественной литературы: стихи о правилах поведения в общественном транспорте.

Коллективная работа (аппликация) «Автобус».

Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, воспитывать чувство уважения к другим пассажирам, ответственности за свои поступки. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Ноябрь 1 «Если ты потерялся на улице» Повторение домашнего адреса и Ф. И. О родителей.

Чтение стихотворения С. Агаркова «Слоненок потерялся».

Рисование (цветными карандашами) - «Мой дом».

Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потерялся на улице.

Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

2 «Безопасность на льду зимой» Просмотр и обсуждение сюжета мультфильма «Ледяная вода».

Чтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».

Чтение сказки Р. А. Кудашевой «Петушок». Рассказать детям о том, что лед в начале зимы тонкий и катание на коньках - опасно.

Подробнее рассказать о специально оборудованных катках и о правилах поведения на них. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

3 «Ко мне пристает чужой!» Тренинг Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие.

Декабрь 1 «Острые предметы» Чтение рассказа Е. А. Пермяка

«Торопливый ножик». Чтение рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».

Загадки про острые предметы. Закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

2 «Если чужой приходит в дом» Тренинг

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» в обработке М. К. Боголюбской. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакт с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

3 «Осторожно, пиротехника!» Беседа.

Д/игра «Опасные и неопасные предметы».

Д/игра «Прочти инструкцию».

Д/игра «Магазин салютов». Познакомить с правилами использования пиротехнической продукции. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие.

Январь 1 «Опасный лед» Осмотр участка детского сада.

Трудовые поручения: посыпаем дорожки песком. Предложить детям осмотреть участок, учить выявлять потенциально опасные зоны, посыпать обледеневшие дорожки песком. Совершенствовать трудовые навыки детей. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, физическое развитие.

2 «Один дома» Просмотр мультфильма «Один дома».

Беседа о сюжете мультфильма. Вспомнить и повторить правила поведения в доме, если остался один. Вызывать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме, путем познания, а не запретов. Приучать детей к адекватным действиям в опасных ситуациях

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, физическое развитие.

3 «Номера экстренных служб России» Н/п игра «По какому номеру звонить?»

Д/игра «Составь номер». Уточнить с детьми номера экстренных служб России: 101 – телефон пожарной службы; 102 – телефон полиции; 103 – телефон скорой медицинской помощи; 104 – аварийная газовая служба; 112 – единый номер. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, физическое развитие.

Февраль 1 «Светофор» Чтение художественной литературы: А. Северный «Три чудесных света».

Д/игра «Светофор». Закреплять представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, о сигналах светофора. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

2 «Всем нужны друзья» Беседа «Поговорим о дружбе».

Рисование «Портрет друга». Знакомить детей с образцами дружеского поведения. Формировать представления о дружбе, настоящих друзьях. Учить рисовать портрет, передавать отличительные черты человека. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

3 «Что может быть горячим» Аппликация «Чайник».

Д/игра «Соедини по точкам» (утюг).

Д/и «Холодный — горячий».

Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов.

Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Март 1 «Контакты с незнакомыми животными» Прослушивание аудиоматериала Л. Петрановской «Тебе повстречались чужие собаки».

П/и «Кот и воробушки».

Рисование (цветными карандашами)«Моё любимое животное».

Познакомить детей с различными ситуациями, в которых незнакомое животное может проявлять агрессию, рассказать о действиях человека, провоцирующих агрессию животного. Учить безопасно действовать в различных ситуациях. Воспитывать уважительное отношения к животным. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

2 «Безопасность на льду весной» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.

Чтение художественной литературы: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Д/игра «Да-нет».

Рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

3 «Газовое оборудование» Чтение сказки «Любопытный ветерок». Познакомить детей с правилами безопасного пользования бытовыми газовыми приборами. Учить детей действовать в случае обнаружения запаха газа. Обучать основным действиям в экстремальных ситуациях, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к жизни, чувство самосохранения, находчивость и культуру поведения. Познакомить с номером аварийной газовой службы – 104. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Апрель 1 «Гроза» Чтение художественной литературы:

М. Придворов «Накрутило тучи в небе», А. Барто «Гроза». Познакомить детей с таким природным явлением, как гроза. Научить правилами поведения во время грозы. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

2 «Пожар» Мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения при пожаре».

Д/игра «Огнеопасные предметы».

Уточнить представление детей о правилах пожарной безопасности дома. Научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Познакомить с номером пожарной службы – 101. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие.

3 «Поход в супермаркет» Беседа «Если ты потерялся». Формировать умение детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые; запомнить: если ты потерялся, не пугайся и не плачь. Формировать у детей умение адекватно использовать вербальные средства общения, пояснять суть ситуации, выполнять правила поведения при общении с незнакомыми людьми.

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие.

Май 1 «Правила поведения на природе» Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе». Закрепить правила поведения на природе. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие.

2 «Правила оказания первой помощи» Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах.

С/ролевая игра «Травмпункт». Познакомить детей с основными элементарными правилами оказания первой помощи при синяках, ссадинах, порезах, ожогах, обморожении, попадании соринки в глаз.

Учить правильно пользоваться пластырем, йодом, зеленкой и бинтами, обрабатывать рану, промывать, накладывать повязку, воспитывать доброжелательность, сочувствие, сострадание, стремление оказать помощь.

Ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 103. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

физическое развитие.

3 «Правила поведения в городе». Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».

Мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на улице». Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения на улице. Дополнить представления детей о машинах специального назначения, учить их различать. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает.

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с ПДД В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально - коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Безопасность ребенка дошкольного возраста. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях,.

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников» Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с ПДД Моя педагогическая концепция "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления.

Опыт работы «Формирование основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для.

Педагогические условия формирования основ ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному.

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» Проект: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях.

Тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2017–2018 гг Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 9» Верховажский муниципальный район.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 11:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бурлакова (УИ 228966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД