Татьяна Бурлакова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»[/h3]
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. По утверждению Т. А. Хван и П. А. Хван жизнедеятельность человека потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям. Они угрожают жизни и здоровью человека и с момента рождения. Их перечень весьма значителен. Только негативных факторов, воздействующих на человека, по мнению В. Ю. Микрюкова, насчитывается более 100 видов. Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. На Земле нет человека, которому бы они не угрожали. И не в силах науки избавить общество от существующих опасностей.
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (родителей, педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. И при этом не напугать, не вызвать чувства тревожности и восприятия мира как враждебного, а, наоборот, развить чувство защищенности, основанное на собственной компетентности в том, что касается умения предвидеть зоны риска и защитить себя от опасности.
В отечественной истории дошкольного образования уже с середины XIX века наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания навыков безопасного поведения у детей.
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
В конце 20-30-х годов XX века в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. И. Краснопольского отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. К ним относятся: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице.
Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой и М. Ф. Филенко.
В настоящее время вопрос формирования основ безопасности детей дошкольного возраста исследуется Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Н. В. Коломеец, Р. Б. Стеркиной и другими.
Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.
Проводимая мной работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:
1. дать детям элементарные знания по вопросам безопасности жизнедеятельности;
2. добиться осознанности детьми необходимых действий в экстремальной ситуации;
3. сформировать навыки поведения в различных ситуациях, связанных с безопасностью жизнедеятельности.
Работа по формированию безопасного образа жизни включает в себя следующие направления:
• безопасность на улице;
• безопасность дома;
• ребенок и другие люди;
• безопасность в природе.
Представленные направления раскрываются нами через следующие виды деятельности:
• беседы;
• просмотр иллюстраций;
• продуктивная деятельность (рисование, аппликация);
• чтение художественной литературы (загадки, сказки, рассказы, стихотворения);
• игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры);
• просмотр мультфильмов;
• тренинги;
• трудовые поручения.
Месяц Неделя Тема Форма работы Цели и задачи Интеграция образовательных областей
Сентябрь 1 «Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги» Беседа с использованием ИКТ Познакомить с понятием «пешеходный переход», «зебра», с видами пешеходных переходов.
Повторить и закрепить правила безопасного перехода улицы.
Учить отвечать на вопросы воспитателя;
Расширять кругозор детей по ПДД.
Формировать навыки безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста.
Прививать интерес к изучению правил дорожного движения. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
2 «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды» Рассматривание иллюстраций.
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать» (мухомор).
Загадки о грибах и ягодах.
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Грибы и ягоды». Закрепить и обобщить знания детей о грибах и ягодах.
Учить различать грибы и ягоды на съедобные и несъедобные.
Развивать память и наблюдательность. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
3 «Электрические приборы» Беседа «Ток бежит по проводам».
Загадки об электроприборах.
Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Проводок». Уточнять представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования электрическими приборами.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Октябрь 1 «Внешность человека может быть обманчивой» Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Рассматривание иллюстраций с изображением обманчивой внешности.
Настольно-печатная игра «Смоделируй лицо человека». Продолжать объяснять детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Продолжать учить устанавливать собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными.
Воспитывать бережное отношение к себе.
Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.
Продолжать использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
2 «Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» Чтение художественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.
С/ролевая игра «Больница». Познакомить детей с понятием «лекарство», «яд» и объяснить, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно и брать или что-либо другое у незнакомых людей. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
3 «Мы – пассажиры» Беседа «Как нужно вести себя в общественном транспорте».
Чтение художественной литературы: стихи о правилах поведения в общественном транспорте.
Коллективная работа (аппликация) «Автобус».
Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, воспитывать чувство уважения к другим пассажирам, ответственности за свои поступки. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Ноябрь 1 «Если ты потерялся на улице» Повторение домашнего адреса и Ф. И. О родителей.
Чтение стихотворения С. Агаркова «Слоненок потерялся».
Рисование (цветными карандашами) - «Мой дом».
Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потерялся на улице.
Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми.
Способствовать развитию осторожности, осмотрительности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
2 «Безопасность на льду зимой» Просмотр и обсуждение сюжета мультфильма «Ледяная вода».
Чтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать».
Чтение сказки Р. А. Кудашевой «Петушок». Рассказать детям о том, что лед в начале зимы тонкий и катание на коньках - опасно.
Подробнее рассказать о специально оборудованных катках и о правилах поведения на них. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
3 «Ко мне пристает чужой!» Тренинг Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие.
Декабрь 1 «Острые предметы» Чтение рассказа Е. А. Пермяка
«Торопливый ножик». Чтение рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
Загадки про острые предметы. Закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
2 «Если чужой приходит в дом» Тренинг
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» в обработке М. К. Боголюбской. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакт с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
3 «Осторожно, пиротехника!» Беседа.
Д/игра «Опасные и неопасные предметы».
Д/игра «Прочти инструкцию».
Д/игра «Магазин салютов». Познакомить с правилами использования пиротехнической продукции. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие.
Январь 1 «Опасный лед» Осмотр участка детского сада.
Трудовые поручения: посыпаем дорожки песком. Предложить детям осмотреть участок, учить выявлять потенциально опасные зоны, посыпать обледеневшие дорожки песком. Совершенствовать трудовые навыки детей. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, физическое развитие.
2 «Один дома» Просмотр мультфильма «Один дома».
Беседа о сюжете мультфильма. Вспомнить и повторить правила поведения в доме, если остался один. Вызывать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме, путем познания, а не запретов. Приучать детей к адекватным действиям в опасных ситуациях
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, физическое развитие.
3 «Номера экстренных служб России» Н/п игра «По какому номеру звонить?»
Д/игра «Составь номер». Уточнить с детьми номера экстренных служб России: 101 – телефон пожарной службы; 102 – телефон полиции; 103 – телефон скорой медицинской помощи; 104 – аварийная газовая служба; 112 – единый номер. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, физическое развитие.
Февраль 1 «Светофор» Чтение художественной литературы: А. Северный «Три чудесных света».
Д/игра «Светофор». Закреплять представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, о сигналах светофора. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
2 «Всем нужны друзья» Беседа «Поговорим о дружбе».
Рисование «Портрет друга». Знакомить детей с образцами дружеского поведения. Формировать представления о дружбе, настоящих друзьях. Учить рисовать портрет, передавать отличительные черты человека. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
3 «Что может быть горячим» Аппликация «Чайник».
Д/игра «Соедини по точкам» (утюг).
Д/и «Холодный — горячий».
Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов.
Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Март 1 «Контакты с незнакомыми животными» Прослушивание аудиоматериала Л. Петрановской «Тебе повстречались чужие собаки».
П/и «Кот и воробушки».
Рисование (цветными карандашами) – «Моё любимое животное».
Познакомить детей с различными ситуациями, в которых незнакомое животное может проявлять агрессию, рассказать о действиях человека, провоцирующих агрессию животного. Учить безопасно действовать в различных ситуациях. Воспитывать уважительное отношения к животным. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
2 «Безопасность на льду весной» Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации.
Чтение художественной литературы: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Д/игра «Да-нет».
Рассказать детям о том, как надо вести себя у водоемов весной, познакомить со способами и средствами спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
3 «Газовое оборудование» Чтение сказки «Любопытный ветерок». Познакомить детей с правилами безопасного пользования бытовыми газовыми приборами. Учить детей действовать в случае обнаружения запаха газа. Обучать основным действиям в экстремальных ситуациях, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к жизни, чувство самосохранения, находчивость и культуру поведения. Познакомить с номером аварийной газовой службы – 104. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Апрель 1 «Гроза» Чтение художественной литературы:
М. Придворов «Накрутило тучи в небе», А. Барто «Гроза». Познакомить детей с таким природным явлением, как гроза. Научить правилами поведения во время грозы. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
2 «Пожар» Мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения при пожаре».
Д/игра «Огнеопасные предметы».
Уточнить представление детей о правилах пожарной безопасности дома. Научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Познакомить с номером пожарной службы – 101. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие.
3 «Поход в супермаркет» Беседа «Если ты потерялся». Формировать умение детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые; запомнить: если ты потерялся, не пугайся и не плачь. Формировать у детей умение адекватно использовать вербальные средства общения, пояснять суть ситуации, выполнять правила поведения при общении с незнакомыми людьми.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие.
Май 1 «Правила поведения на природе» Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья. Правила поведения на природе». Закрепить правила поведения на природе. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие.
2 «Правила оказания первой помощи» Рассматривание иллюстрации с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах.
С/ролевая игра «Травмпункт». Познакомить детей с основными элементарными правилами оказания первой помощи при синяках, ссадинах, порезах, ожогах, обморожении, попадании соринки в глаз.
Учить правильно пользоваться пластырем, йодом, зеленкой и бинтами, обрабатывать рану, промывать, накладывать повязку, воспитывать доброжелательность, сочувствие, сострадание, стремление оказать помощь.
Ознакомиться с номером телефона «Скорой помощи» - 103. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
физическое развитие.
3 «Правила поведения в городе». Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».
Мультфильм «Спасик и его друзья. Правила поведения на улице». Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения на улице. Дополнить представления детей о машинах специального назначения, учить их различать. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие.