Любовь Николаевна
Портфолио дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, —
«показать все, на что способен ученик» .
• Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
• Индивидуальная папка ребёнка. В портфолио фиксируются основные показатели, характеризующие существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития ребёнка.
Публикация «Портфолио дошкольника» размещена в разделах
Зачем нужно портфолио дошкольника?
Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог и др.) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек.
От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к ребенку, который изберут люди, занимающиеся его
воспитанием и развитием.
Технология «Портфолио»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Структура создания портфолио дошкольника.
Четкой структуры создания портфолио не существует.
Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.
Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Первый вариант
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы.
Раздел 2 «Я расту». Размещаются антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении) : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю.». Фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.», «Я вижу себя.», «Я хочу видеть себя.», «Мои любимые дела.»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, организаций проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.
Второй вариант
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио :
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Цель портфолио
Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте.
Задачи :
• Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
• Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
• Поощрять его активность и самостоятельность;
• Формировать навыки учебной деятельности;
• Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
• Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
• Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.
Условия достижения цели при создании Портфолио
Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишняя нагрузка и для педагога и для детей и для родителей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д. ;
сбор информации о ребенке для презентации дошкольника при переходе в первый класс
Индивидуализация. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.
Виды портфолио
Электронное портфолио.
Это довольно новый вид систематизации информации. Именно оно больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Печатное портфолио
Одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Портфолио-раскраска.
Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Взаимодействие с семьей
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, понимают его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
Алгоритм работы по составлению портфолио
• Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
• Определение вида портфолио : вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
• Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
• Определение структуры портфолио : общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
• Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п.)
• Презентация.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио
Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.
Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе, а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.
При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т. д.
Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.