Татьяна Волоскова
«Портфолио дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность взрослых и детей по созданию
Волоскова Т. В. ,
воспитатель МКДОУ
детский сад № 17 «Чебурашка»
Главной задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества образования, в том числе дошкольного. В ходе анализа современных исследований, посвященных проблемам качества образования, отчетливо выделяется признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам.
Публикация «„Портфолио дошкольника“» размещена в разделах
Современные ФГТ задают нам модель выпускника, обладающего определенными интегративными качествами. Оценить результаты развития ребенка в разных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной помогает технология «Портфолио», которая является своеобразной формой диагностической деятельности.
«Развитие человека – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновение старого и возникновение нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности».(1)
В результате взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенок год от года качественно изменяется, появляются новообразования, которые определяют его потребности и возможности.
Создание портфолио дошкольника – это новая не освоенная нами технология оценивания отдельных творческих достижений ребенка и результатов развития его интегративных качеств.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это его любимая книга, как говорят дети: «Книжка обо мне».
Портфолио представляет собой папку с файлами, которая легко пополняется новым материалом.
Цель моей работы – использовать портфолио как инструмент развития ребенка, оценки его индивидуальных достижений, выстраивания маршрута развития.
Для реализации цели поставила ряд задач:
1. проанализировать литературу по данной теме и варианты портфолио, предложенные авторами;
2. разработать структуру портфолио дошкольников;
3. познакомить родителей и специалистов ДОУ с технологией портфолио.
4. Организовать совместную деятельность с детьми по оформлению портфолио.
Новизна заключается в том, что портфолио является одновременно и средством развития и инструментом комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка.
Проанализировав литературу установила, что ряд авторов И. Руденко, Л. Орлова, В. Дмитриева, Е Егорова, Л. И. Адаменко предлагают различные варианты портфолио, но все они выполняют несколько функций, а именно:
• диагностическую (фиксируют изменения и рост за определенный период времени);
• содержательную (дают оценку личных качеств, представлений и умений, творческих возможностей и способностей ребенка);
• рейтинговую (показывают диапазон умений и навыков ребенка).
• мотивационную, т. к. поощряет достигнутые ребенком результаты и ребенок стремиться к улучшению достигнутых или достижению новых результатов.
Мы установили структуру портфолио, предложенную автором И. Руденко, содержание его будет интересно как ребенку, так и родителям. Оно состоит из следующих разделов:
1. Титульный лист, на котором расположена информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата поступления в дошкольное учреждение, домашний адрес).
2. Раздел «Давайте познакомимся!», где находится фотография ребенка, сведения о нем (как называют ребенка дома, ласковое имя, любимые игрушки, что любит (не любит) кушать, чем нравится заниматься).
3. Раздел «Я расту!» - в раздел вносятся антропометрические данные.
4. Раздел «Портрет моего ребенка» - сочинение родителей о своем малыше.
5. Раздел «Моя семья» (краткий рассказ о членах семьи, профессиях родителей, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
6. Раздел «Вот что я могу» (в разделе помещаются образцы творчества ребенка - рисунки, рассказы, аппликации).
7. Раздел «Мои достижения» - в разделе фиксируются сертификаты, грамоты, дипломы (от различных организаций, детского сада за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях);
8. Раздел «Посоветуйте мне…» - даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
9. Раздел «Спрашивайте, родители!» - вопросы родителей, на которые даются ответы и рекомендации воспитателей и специалистов, работающих с ребенком.
Совместная работа педагога с детьми по составлению портфолио проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей. Это дает возможность обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. Задаем детям вопросы:
- У тебя есть друзья? Как их зовут? Во что ты любишь играть?
Записываем его рассказ. Право оформления портфолио принадлежит ребенку, который оформляет страницы рисунками, аппликациями, фотографиями в любом случае ребенок активный участник, а не зритель. Воспитатель выступает в роли помощника или консультанта. Совместная деятельность, общение становятся движущей силой развития. Особая атмосфера взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, его творческие силы и лучшие человеческие качества. Портфолио оказывает огромное влияние на развитие самосознания ребенка, повышения его самооценки, т. к. деятельность по созданию портфолио включает не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу.
Анализируя портфолио ребенка задаем себе вопросы: Каковы его достижения? За счет чего они получены? Каков его потенциал? Можно ли улучшить результаты? Что для этого необходимо сделать? Таким образом, выстраивается маршрут развития ребенка.
Роль семьи в процессе развития и формирования личности ребенка чрезвычайно велика, поэтому очень важно сделать родителей своими союзниками.
Мы провели консультацию для родителей по заполнению и оформлению страничек портфолио. Обратили внимание на то, что необходимо учиться наблюдать, замечать и фиксировать происходящие изменения, систематизировать их. По мере необходимости родители имеют возможность обратиться за консультационной помощью по оформлению портфолио ребенка к педагогам. Мы подготовили памятку для родителей «Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста», «Промежуточные и итоговые результаты освоения Программы» позволяющие правильно сделать оценку достижений ребенка.
Портфолио позволяет обеспечить согласованность действий в развитии ребенка со стороны педагогов и родителей, позволяет сблизить всех его участников: родителей, воспитателей, ребёнка. Обращаем внимание на:
1. Интерес и желание ребенка оформлять портфолио;
2. Значимость его для ребенка;
3. Творческий подход к оформлению.
Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.
Хранится портфолио в детском саду, но родители и дети могут взять его домой. Заполняется портфолио ребенком, совместно со взрослыми. Заранее определили периодичность сбора материала (не реже 1 раза в месяц).
При выпуске из детского сада портфолио – будет подарком ребенку и родителям, напоминанием о счастливых детских годах.
Литература:
1. Дошкольное воспитание № 2 – 2012г. «Качество дошкольного образования : концептуальные подходы к определению и оценке». О. Скоролупова, Н. Федина.
2. Дошкольная педагогика. Издательство «Просвещение» 1983г. С. 30.
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Детство-Пресс, 2012.