Ольга Лебедева
Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики
▼ Скачать + Заказать документы
Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась ее основополагающая цель, содержание, технологии. Изменение содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно-ориентированному стилю общения с детьми. В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др., признающей самоценность дошкольного периода детства, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. И помочь воспитателю в этом может портфолио. Создание портфолио дошкольника — это новая и пока еще не освоенная технология оценивания, в которой, прежде всего, преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания:
Публикация «Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики» размещена в разделах
- субъективизм;
- ограниченность;
- недооценивание возможностей детей.
Идея использования портфолио дошкольника в системе образования с каждым годом получает широкое распространение.
Понятие «портфолио»
- новое понятие для российской педагогики.
Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса. Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио».
Портфолио дошкольника
- это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка и способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей в процессе его воспитания и обучения.
Портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко).
Портфолио дошкольника является своеобразной формой диагностической деятельности учреждения.
Портфолио – это возможность:
1) обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи;
2) успешно пройти аттестацию сотрудникам ДОУ, оценить результаты их труда;
3) способ сбора и хранения информации.
Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок (А. А. Пинский).
«Портфель личных достижений ученика» рассматривается как средство предъявления достижений ребенка для их оценки. При этом большое значение придается самооценке.
Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.
Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей «траектории развития».
Цель портфолио
– собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Функции портфолио
• диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
• целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
• мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
• содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Если ребенок не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать этого не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо четко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной.
– для сбора достижений, т. е. цель может быть как оценочная функция
– «портфолио как инструмент комплексной диагностики». Оценочно-диагностический портфолио является индивидуальной программой развития ребенка (составляется педагогом, и хранится у педагога). Или же сбор информации о достижениях, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.)
- накопительной, когда информация собирается за определенный период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребенка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.)
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. (Например, мое домашнее животное, лето – веселая пора и т. д.)
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Вид, структуру и содержание портфолио дошкольника определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)
Портфолио можно разделить на несколько видов
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой POWER POINT, и не в каждой группе есть компьютер.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребенка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Пример, странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребенок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создается в виде папок и картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который еще не умеет читать, смог понять, о чем идет речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Алгоритм работы по составлению портфолио
1. Мотивация: каждому участнику должно быть понятно, зачем нужен портфолио.
2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
3. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
4. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п.)
5. Презентация.
Этапы работы по составлению портфолио:
1 этап - постановочный – определение цели и вида, структуры портфолио.
2 этап – поисково-деятельный. На данном этапе работа ведется в нескольких аспектах:
сбор данных, материалов (фотографии, рисунки, и т. д.);
работа с детьми (индивидуально и подгруппами). Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами;
взаимодействие с родителями. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.
3 этап – заключительный – презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения.