Светлана Соломатина
Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В данной работе я рассматриваю такую интересную тему, как «Портфолио – эффективное средство учёта и анализа индивидуально—личностных особенностей ребёнка».
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов ДОУ с семьёй. Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционные формы взаимодействия с семьёй, но сейчас акцент делается на поиск новых идей, свежих решений и интересных предложений. Одним словом – инновационный подход.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность, Портфолио дошкольника» размещена в разделах
В этом году в нашей группе детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) мы внедряем «портфолио». И здесь на первый план выступает проблема адаптации. С «портфолио» в разной мере знакомы все, а я расскажу подробнее «Что такое портфолио?» и дам его краткую характеристику.
Итак, что же такое «портфолио»? Это слово происходит от английского «портфель», папка для документов. Сегодня словом «портфолио» называют список работ специалиста, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон. Мы адаптируем это понятие для дошкольников.
Цель «портфолио»: учёт и анализ индивидуально – личностных особенностей ребёнка через взаимодействие с семьёй.
Философия учебного портфолио заключается в том, что оно предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок (А. Л. Пинский).
Разделяют следующие типы «портфолио» :
• Портфолио педагога
• Портфолио воспитанника
• Портфолио семьи
• Портфолио группы
• Портфолио документов
• Портфолио достижений
• Портфолио рефлексивное
Виды «портфолио»: воспитанника, группы, педагогов, смешанное.
Портфолио как комплексная система, рассчитанная на всех субъектов образовательного процесса, при объединении усилий, ресурсов семьи и ДОУ, которая позволит решить проблему качественной индивидуализации через построение партнёрских отношений с семьёй.
Портфолио имеет определенную структуру:
• ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1) Нормативно-правовые документы
2) Особенности развития детей определённого возраста
3) Информация об учреждении
• ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК:
1) Полный пакет изучения ресурсов семьи;
2) Пакет регистрации наблюдений за ребёнком дома и ДОУ;
3) Пакет предпочтений ребёнка.
• БЛОК СОПРОВОЖДЕНИЯ:
1) Общие методические рекомендации;
2) Индивидуальные методические рекомендации;
3) для выстраивания маршрута развития ребёнка;
4) Консультативный раздел
• ЛЮБИМАЯ КНИЖКА РЕБЁНКА
1) Познакомьтесь со мной
2) Я расту («Я умею», «Мне трудно», «Я учусь», «Я научился» (заполняется педагогами и родителями)
3) … по запросам родителей и педагогов (любые другие разделы: «»Моя семья», «Праздники»)
Хочу обратить Ваше внимание на то, что «информационный, диагностический блоки и блок сопровождения» входят в электронную часть портфолио, а папкой предоставляется блок «Любимая книжка ребёнка»
Стоит уделить подробное внимание каждому блоку в отдельности. Итак, в информационный блок входят :
1)Закон об образовании
2)ФГОС ДО
3) Электронные ресурсы
4) Особенности психо-физического развития детей раннего возраста (презентации, Word, видео-информация педагогов)
5)Информация о процессе адаптации (методическая разработка педагогов группы раннего возраста, видео-рекомендации педагога-психолога)
6) Электронные книги и перечень печатных изданий по адаптации
7) Видеофильм о детском саде
8) Видео-обращение воспитателей группы и видео-экскурсия по группе
Диагностический блок включает в себя:
Анкеты
1) «Структуры семьи»,
«Увлечения, нереализованные мечты, хобби»
2) «Владение ИКТ»
3) «Мой ребёнок» (особенности характера, предпочтения, любимые игры)
Творческая работа «Детский сад. Как я его представляю»
1) Бланк наблюдений «Адаптация»
Основу блока сопровождения составляет:
1) Карта адаптации
2) Библитотека игр, их видео-презентация воспитателями
3) Консультации специалистов
Портфолио- комплексная система, рассчитанная на всех субьектов образовательного процесса. Объединяя усилия, ресурсы семьи и ДОУ, выстраивая партнёрские отношения с родителями, мы решаем проблему качественной индивидуализации.
Особенностью блока «Любимая книжка ребёнка» является то, что раз в неделю воспитателями и педагогами заполняются разделы «АДАПТАЦИЯ» и «УСПЕХИ РЕБЕНКА». Родители ведут раздел «ПОДСКАЖИТЕ МНЕ», в котором воспитатели размещают консультации и рекомендации. Туда же вкладываются творческие работы ребенка по рисованию, лепке, аппликации.
«Любимая книжка ребёнка»- это продукт совместного творчества ребёнка, родителей и педагогов. Его цель: поднятие самооценки, мотивация достижения успеха, фиксация успеха в индивидуальном развитии ребёнка.
Предполагаемый результат можно сформулировать цепочкой:
Я умею – Мне трудно – Я учусь – Я научился.
Технология портфолио позволяет:
1) Оптимизировать временной ресурс и охватить большее количество семей;
2) Иметь комплексную картину спектра способностей, склонностей, интересов ребёнка, ресурсного потенциала семьи;
3) Выстраивать индивидуальный маршрут развития ребёнка с учётом его индивидуально-личностных особенностей совместно с родителями.
4) Осуществлять преемственность при переходе ребёнка из группы раннего возраста в младшую группу
На протяжении трёх месяцев мы наблюдаем за созданием «Портфолио» родителями, где они делятся сокровенным: ожидание ими малыша, таинство его рождения, обсуждение имянаречения. А мы – педагоги участвуем в оформлении портфолио, описывая период адаптации. И родители чувствуют, что это не формальность, а искреннее отношение к их малышу.
Мы с уверенностью можем сказать, что создание портфолио не будет мероприятием для «галочки». Потому что начинаем с раннего возраста собирать по крупицам примеры проявления талантов ребёнка, его достижений в образовательных областях, успехи в социализации и коммуникации, фотосюжеты. К выпуску из детского сада «портфолио» будет своеобразным шедевром. Это интересно детям. Они будут вспоминать, какими были и чего достигли. И родителям, которые с умилением относятся к каждому слову и шагу своего ребёнка. А это в свою очередь поможет нам подвести родителей к пониманию того, что они не сторонние наблюдатели, а полноправные партнёры в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте. Если мы (родители и педагоги) объединим свои усилия, то сумеем обеспечить нашим малышам эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома. и просто счастливое детство!
Спасибо за внимание!