Марина Викторовна Собянина
Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи
Ребенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем, который помог бы ему общаться с другими детьми и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать прочитанные книги, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) является развитие их речи. Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями - антонимы.
Публикация «Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для детей с нормальным речевым развитие, как правило, не составляет труда подобрать слова-антонимы. А вот дети с ОНР испытывают большие трудности. При выполнении игры «Скажи наоборот», эти дети либо затрудняются подобрать нужное слово, либо подменяют его похожим по значению (например, широкий – маленький (узкий, толстый – маленький (тонкий) и т. д.).
Важным условием формирования словаря ребенка дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм реализации данной работы педагогами. Несмотря на то, что проведение дидактических игр является традиционным методом в дошкольном образовании, он требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска новых эффективных приемов со стороны педагога и заинтересованности детей. Введение слов пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу.
Для того чтобы, значительно и качественно пополнить активный словарь антонимов детей с ОНР, необходимо систематически и планомерно проводить работу по обогащению новыми словами лексической базы дошкольников.
Обогащать словарь антонимов у дошкольников можно при проведении как фронтальных, так и индивидуальных занятий, во время проведения НОД воспитателями, на прогулке, дома.
Начать знакомство со словами данной категории можно с проведения развлечения, на котором дети узнают об этих словах. Где ребята на конкретных примерах смогут увидеть разницу предметов и отобразить это в речевом высказывании. И на протяжении всего учебного года как учитель-логопед, так и другие педагоги, должны использовать разнообразные формы и методы работы по обогащению словаря антонимов.
Воспитатели группы могут активизировать словарь антонимов во время проведения НОД. Так, например, во время проведения лепки дети лепят тонкий и толстый жгутики, во время проведения аппликации вырезают длинную и короткую полоски, подбирают белый и черный цвет. На математике закреплять понятия один – много, большой – маленький, длинный – короткий и т. д. Воспитатели группы могут проводить активную работу по расширению словаря и во время прогулок, наблюдая за окружающей природой (прямая ветка – кривая ветка, ясный день – пасмурный день, толстый ствол – тонкий ствол, твердый камень - мягкая земля и т. д.). Учителя-логопеды во время проведения своих групповых занятий могут проводить следующие игры и упражнения: «Закончи фразу», «Говори наоборот», «Я начну, а ты продолжи», «Подбери подходящее слово» и др. Также необходимо знакомить детей с загадками, пословицами, стихами, связанными с данной тематикой ( Н-р: Ученье – свет, а не ученье – тьма).
Необходимо активно вовлекать в работу по расширению словаря антонимов и родителей. Им можно предложить совместно с детьми найти дома конкретные примеры слов-противоположностей и сфотографировать их. Конечно, слова антонимы, запечатленные на фотографии, дети запомнят очень хорошо, так как эти понятия они прочувствовали на своем личном опыте.
Также, работа в данном направлении будет двигается более продуктивно, если в процесс обучения включить компьютерные игры, направленные на усвоение данных слов. Детям очень нравятся такие игры. Повышается интерес к образовательному процессу.
Таким образом, планомерная систематическая работа по пополнению и активизации словаря антонимов без сомнения даст положительные результаты. Дети станут более грамотно пользоваться этими словами и допускать меньше ошибок при подборе слов антонимов.