Анастасия Челобитченко
Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (Шишлянникова Н. В.)
Данная система работы направлена на формирование графомоторных навыков через физические упражнения.
Публикация «Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Основной целью данной работы является развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графомоторной деятельностью : координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Данная коррекционно-развивающая программа отличается тем, что формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи осуществляется на основе создания системы комплексных занятий логопеда и инструктора по физическому воспитанию. В систему занятий включены не только логопедические задания, но и специальные физические упражнения. Работа по формированию графомоторных навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте. В соответствии с направлениями коррекционной работы в данной программе выделяются следующие этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап.
Цель: развитие координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Развитию координации движений, мелкой моторики ориентации в пространстве способствует применение различных физических упражнений.
Использование самомассажа для развития графомоторных навыков согласно данным психологов и физиологов, у дошкольников с общим недоразвитием речи ещё слабо развита мелкая моторика, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Считается, что необходимо проводить самомассаж рук и каждого пальца, начиная с четырёхлетнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Педагог Амосова Н. С. считает, что самомассаж мышц предплечья, кистей и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с общим недоразвитием речи направить внимание не столько на техническую сторону графомоторной деятельности, сколько на самоконтроль.
Развитие общей и мелкой моторики на различных занятиях как основа формирования графомоторных навыков освящалась Т. П. Буцыкиной, Г. М. Вартапетовой.
Развитие двигательных навыков детей в ходе различных занятий, подразумевает определё нные задачи: развитие точности и равновесия, преодоление излишнего мышечного напряжения; развитие быстроты, силы и гибкости; развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.
Формированию графомоторных навыков способствуют упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений, упражнения на определение правых и левых частей тела, игры с условиями по выбору нужных направлений.
Рисование, срисовывание геометрических фигур, штриховка по контуру, обводка, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с недостающим и деталями, рисование узоров, изображение предметов с помощью символов, рисование орнаментов, бордюров, копирование и моделирование фигур из деталей, задания на узнавание контурных изображений предметов; перечёркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга, упражнения на нахождение на картинках похожих или одинаковых предметов, упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине.
Художественный труд, задания на пропорциональные соотношения при изготовлении аппликации, задания на выбор определённой формы, цвета и размера, задания на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание и дописывание недостающих элементов в букве, задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам, задания на узнавание букв и на соотнесение их формы, величины, цвета, упражнения на выявление изменений в расположении предметов, восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов, физкультминутки.
Пространственные представления: соотнести части тела с правой рукой, затем с левой и назвать их, по инструкции показать, например, правую бровь или левый локоть, вытянуть в сторону правую руку и перечислить все предметы, находящиеся справа и слева, повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому/левому плечу, находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади, находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа, знакомство со схемой тела ребёнка, стоящего напротив.
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, противопоставление пальцев, сгибание и разгибание кистей рук в кулак поочерёдно и одновременно, круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах, отведение-приведение пальцев, сжимание ластика разными пальцами, свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочерёдно перекладывание мячей разного диаметра, надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой, перекатывание в пальцах карандаша.
Данные методы и приёмы отражают взаимосвязь моторного уровня развития и уровня развития графомоторных навыков.
Таким образом, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с общим недоразвитием речипостоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку, если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, то в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Поэтому, своевременная и регулярная коррекционно-развивающая работа по формированию графомоторных навыков просто необходима для детей с общим недоразвитием речи. Тем более что различных программ и методов работы на данный момент довольно много, и можно выбрать именно тот способ коррекции, который в наибольшей степени подходит определённому ребёнку.
Таким образом, работа в области формирования графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с общим недоразвитием речи, и тогда это обязательно даст хорошие результаты.
Формирование элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе. Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Дети обучаются по тетрадям «Для подготовки руки к письму» Т. А. Воробъева, Т. В. Гузенко. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, так как работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.
Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с общим недоразвитием речи. Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.
Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета. Многие дети с общим недоразвитием речи не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.
Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).
Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:
1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.
2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.
3. Частая штриховка одним цветом.
4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).
Упражнения:
1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.
2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.
3. Прокатывание карандаша между ладонями.
4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.
5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).
6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.
7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.
Выполнение графических заданий в пособии сочетается с развитием речи, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания и подобраны по лексическим темам («Одежда», «Космос» и другие).
После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям. Частота занятий – 2 раза в неделю.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. С. Е. Гаврина, Н. А. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина считают, что развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие упражнения и задания:
запускание пальцами мелких волчков;
разминание пальцами пластилина, глины;
катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков;
сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
двумя пальцами руки (указательным и средним) «Ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит.
Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой:
показать отдельно только палец – указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
махать в воздухе только пальцами;
кистями рук делать «фонарики»;
хлопать в ладоши тихо и громко, разном темпе;
собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку (леску);
завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;
застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание крышки, завод механических игрушек ключиками;
игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
складывание матрешек;
рисование в воздухе;
игры с песком, водой;
мять руками поролоновые шарики, губку;
шить, вязать на спицах;
рисовать, раскрашивать, штриховать;
резать ножницами;
рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, разноцветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее).
По мнению О. С. Бот, М. М. Кольцовой, для формирования тонких движений пальцев рук, могут быть успешно использованы игры с пальчиками сопровождаемые чтением народных стихов и потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание текста, учат улавливать ритм речи, повышают работоспособность и внимание, являются прекрасным материалом для обучения детей разговорной речи. [4].
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры широко представлены в работах С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербининой, А. Бейлиной, Т. А. Ткаченко, И. Е. Светловой и других авторов.
Светлова Е. И. считает, что теневой театр поможет детям в умении владеть своими пальчиками. При помощи рук дети могут изображать птиц, животных, насекомых и вести между ними диалоги. Для проведения теневых игр необходим экран и источник света (торшер, настольная лампа). Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 метра от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур. Большой популярностью среди педагогов пользуется пальчиковая гимнастика, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке изолированных движений, развивает точность движений пальцев.
При помощи пальцев обеих рук дети изображают различные предметы окружающего мира животных, насекомых, растения, людей, выполняющих различные действия и движения. Например, кончики пальцев рук соединены в наклонном положении ладоней, большие пальцы на «прилавке» (на указательных пальцах) – беседующие между собой покупатель и продавец.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнение одним из основных методических приемов, обеспечивающим приобретение графического навыка.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево-вправо, вверх-вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу, по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок». Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима. Буцыкина Т. П., Вартапетова Г. М. рекомендуют проводить работу по развитию графомоторных навыков в следующих направлениях:
1. Формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).
2. Развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений). [10].
Обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с недостающими деталями, упражнения в дорисовывание, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).
Триггер Р. Г. отмечает, что развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Во втором полугодии в старшей и подготовительной к школе группах детям полезно рисовать под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал. Например, детям предлагают подобные задания: «Рисуем большой треугольник, над ним – чуть поменьше, сверху – еще меньше. Что получилось? (Елочка.) Раскрасим ее».
Таким образом, тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми. Для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, организация специальных игр, заданий и упражнений. О важности их включения в систему специальной подготовки говорят и известные ученые, такие как Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, Т. С. Комарова, М. М. Безруких. Работа по развитию графомоторных навыков должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих основных направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листе бумаги; выполнение графических упражнений.