Папки-передвижки

Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии

Светлана Давыдова
Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии.

В психологическом словаре «взаимодействие» определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Это интегрирующий фактор, способствующий образованию структур»

Публикация «Понятие „взаимодействие“ как базовая категория педагогической психологии» размещена в разделах

Противоречия, возникающие в ходе взаимодействия, становятся источником развития личности и возникающих в ходе взаимодействия интегрирующих структур. Употребление термина «взаимодействие» (в противовес термину «педагогическое воздействие») подразумевает субъектность участвующих сторон [7].

А. И. Пригожин выделяет два ведущих признака субъектности личности: 1) свобода выбора; 2) понимание собственной инициативы как основы своего существования.

Есть и другое определение «взаимодействия» : понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, деятельности и познания. В этом понятии фиксируются прямые и обратные воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Следует обратить внимание на тот факт, что взаимодействие может иметь прямые и опосредованные формы. Прямые (непосредственные) формы наблюдаются в классической механике, когда материальные объекты соударяются или отталкиваются, передавая друг другу различные формы энергии и движения. Непосредственная форма взаимодействия присутствует при прямом контакте людей друг с другом (например, в диадах).

Не все формы многообразного взаимодействия вещей и людей, субъектов и объектов, а также субъектов между собой являются непосредственными. В социальной реальности взаимодействие часто имеет опосредованный характер, несводимый к схеме парного взаимодействия. Человек оказывается включен в последовательности контактов, в каждом из которых взаимодействие опосредуется такими вещами, как ценности, социальные позиции, гендерные роли и т. д. В плане собственно философском «понятие взаимодействия оказывается одним из самых важных в выяснении отношений между феноменологией и метафизикой». Ведь в процессе взаимодействия человек сталкивается с необходимостью разрешения вопроса о соотношении данности ситуации его бытия и необходимости выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия [7].

Взаимодействия определяются и гносеологическими характеристиками, так как они задают разнообразные познавательные ситуации, обнаруживая сдвиги и изменения в состояниях и функционировании предметов, в позициях и действиях человека, в особенностях его восприятия. Поскольку во взаимодействии раскрываются свойства включенных в него объектов, познаваемых человеком, постольку обнаруживаются познавательные способности и самого субъекта, его включенность в процесс взаимодействия, а значит, и его собственные свойства.

Согласно деятельностному подходу, являющемуся основным в отечественной психологии, взаимодействие определяется прежде всего наличием совместной деятельности как процесса организованной активности двух или нескольких субъектов, направленной на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. В рамках социальной психологии, ориентированной на деятельностную парадигму, понятие взаимодействия трактуется по-разному. Одни исследователи считают взаимодействие и общение синонимами, понимая оба эти термина как коммуникацию (обмен информацией). Другие полагают, что отношение взаимодействия и общения подобно отношению между формой некоторого процесса и его содержанием. Третьи видят разницу между этими терминами в том, что общение выступает как коммуникация, а взаимодействие – как интеракция. Причиной такого разногласия, по-видимому, следует считать использование понятия общения то в узком, то в широком смысле слова.

Есть утверждение, что мир – это система имеющихся у данного человека возможностей. Именно возможность – характеристика ни субъективная, ни объективная – определяет субъектный мир человека. Значит, человек как субъект оказывается лежащим в основе собственного субъектного мира – того реального, «внешнего» мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него и только от него зависит, в каком мире он будет жить.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Неделя психологииНеделя психологии В период с 28 ноября по 2 декабря 2022 года в детском саду прошла Неделя психологии. Цель: создание благоприятного психологического климата.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ «Неделя психологии» в МБДОУ «Золотой ключик» с. ПокровскоеС 19 по 23 ноября в нашем детском саду прошел интересный и увлекательный марафон.

Неделя психологии в школеНеделя психологии в школе С 20 по 24 апреля 2023 года в школе прошла Неделя психологии под руководством педагога психолога Жидок И. В. В мероприятиях приняли активное.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Занятие объединения «Мир растений» на тему «Понятие о почве, ее состав и плодородие»Занятие объединения «Мир растений» на тему «Понятие о почве, ее состав и плодородие» Цель: сформировать понятие о почве, разнообразии почв. Задачи: • формировать представления об образовании почвы и ее свойствах; • учить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии
Опубликовано: 29 января 2024 в 20:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Давыдова (УИ 2781193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД