Светлана Давыдова
Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии.
В психологическом словаре «взаимодействие» определяется как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Это интегрирующий фактор, способствующий образованию структур»
Публикация «Понятие „взаимодействие“ как базовая категория педагогической психологии» размещена в разделах
Противоречия, возникающие в ходе взаимодействия, становятся источником развития личности и возникающих в ходе взаимодействия интегрирующих структур. Употребление термина «взаимодействие» (в противовес термину «педагогическое воздействие») подразумевает субъектность участвующих сторон [7].
А. И. Пригожин выделяет два ведущих признака субъектности личности: 1) свобода выбора; 2) понимание собственной инициативы как основы своего существования.
Есть и другое определение «взаимодействия» : понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, деятельности и познания. В этом понятии фиксируются прямые и обратные воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Следует обратить внимание на тот факт, что взаимодействие может иметь прямые и опосредованные формы. Прямые (непосредственные) формы наблюдаются в классической механике, когда материальные объекты соударяются или отталкиваются, передавая друг другу различные формы энергии и движения. Непосредственная форма взаимодействия присутствует при прямом контакте людей друг с другом (например, в диадах).
Не все формы многообразного взаимодействия вещей и людей, субъектов и объектов, а также субъектов между собой являются непосредственными. В социальной реальности взаимодействие часто имеет опосредованный характер, несводимый к схеме парного взаимодействия. Человек оказывается включен в последовательности контактов, в каждом из которых взаимодействие опосредуется такими вещами, как ценности, социальные позиции, гендерные роли и т. д. В плане собственно философском «понятие взаимодействия оказывается одним из самых важных в выяснении отношений между феноменологией и метафизикой». Ведь в процессе взаимодействия человек сталкивается с необходимостью разрешения вопроса о соотношении данности ситуации его бытия и необходимости выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия [7].
Взаимодействия определяются и гносеологическими характеристиками, так как они задают разнообразные познавательные ситуации, обнаруживая сдвиги и изменения в состояниях и функционировании предметов, в позициях и действиях человека, в особенностях его восприятия. Поскольку во взаимодействии раскрываются свойства включенных в него объектов, познаваемых человеком, постольку обнаруживаются познавательные способности и самого субъекта, его включенность в процесс взаимодействия, а значит, и его собственные свойства.
Согласно деятельностному подходу, являющемуся основным в отечественной психологии, взаимодействие определяется прежде всего наличием совместной деятельности как процесса организованной активности двух или нескольких субъектов, направленной на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. В рамках социальной психологии, ориентированной на деятельностную парадигму, понятие взаимодействия трактуется по-разному. Одни исследователи считают взаимодействие и общение синонимами, понимая оба эти термина как коммуникацию (обмен информацией). Другие полагают, что отношение взаимодействия и общения подобно отношению между формой некоторого процесса и его содержанием. Третьи видят разницу между этими терминами в том, что общение выступает как коммуникация, а взаимодействие – как интеракция. Причиной такого разногласия, по-видимому, следует считать использование понятия общения то в узком, то в широком смысле слова.
Есть утверждение, что мир – это система имеющихся у данного человека возможностей. Именно возможность – характеристика ни субъективная, ни объективная – определяет субъектный мир человека. Значит, человек как субъект оказывается лежащим в основе собственного субъектного мира – того реального, «внешнего» мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него и только от него зависит, в каком мире он будет жить.