Ангелина Лунёва
«Согласный звук». Звук [Т] и буква «Т». Конспект занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со звуком [Т] и буквой Т. Закрепление знаний о характеристике звука. Определение места звука [Т] в словах (начало, середина, конец). Обогащение активного и пассивного словарного запаса по лексической теме.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Вспомните слова, которые заканчиваются на звук Т.
Развитие общей моторики.
Мастера пустили в дело (Шагают на месте).
Иглы, ножницы, утюг. («Шьют», «режут», «гладят»).
За шитье взялись умело («Шьют»).
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Много быстрых, ловких рук. (Перекрестные движения руками перед собой)
Получайте свой заказ! (Предлагают заказ).
Все по мерке, в самый раз. (Движение руками от головы до ног.)
Развитие мелкой моторики. «Наперсток».
Вышивает, шьет иголка, (Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка).
Пальцу больно, пальцу колко. (Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)
А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг! (Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток).
Говорит иголке: - Шей, (Шьют).
А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки)
Массаж лица.
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).
Развитие мимических мышц. Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Развитие артикуляционной моторики.
Спокойное открывание — закрывание рта.
Удержание открытого рта под счет до пяти.
Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.
«Болтушка» (языком).
Работа над развитием дыхания и голоса. Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания:
Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем. (Рука на диафрагме.)
Шарик лопнул — выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем. ( Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести:«Ма-а-а»).
II Основная часть
Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания : кузнец кует подкову, ударяет сильно молотком и при этом слышится звук [т]. Со звуком [т] мы сегодня и познакомимся.
Акустико-артикуляционный образ звука [т]. Хоровое и индивидуальное произнесение звука [т]
с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы. Значит, звук [т] — согласный, обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [т] : Т-т-т. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Звук [т] — согласный, твердый, обозначаем его фишкой синего цвета.
Логопед выставляет на доску пособие «Согласный звук» и подтверждает свои слова показом. Далее дети прикладывают руку к горлышку: горлышко молчит, значит звук [т]— глухой. Несколько детей повторяют полную характеристику звука [т].
Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Т. Показ буквы. «Написать» букву Т в воздухе, а затем на столе пальчиками.
Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Т.
Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»
Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [т], в ряду других слогов: на, му, ко, та, до, мы, ту и т. д.
Физкультминутка «Аист».
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает: — Топай правою ногой,
Топай левою ногой
— Вот тогда придешь домой.
Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов AT, УТ. Выкладывание цветной схемы. Затем логопед произносит утрированно слог ТА. Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога. По следам анализа проводится игра «Живые слоги». Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами» : логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.
Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог) : Это слог ТА. Назовите, кто стал звуком [a] (Оля.) А кто — звуком [т]? (Ваня.) Или задание наоборот: Оля у нас какой звук? (Звук [a]) А Ваня у нас какой звук? (Звук [т]) Аналогично проводится звуковой анализ слога ТУ (выходят другие дети).
Закрепление звука в словах. Определение места звука [т] в словах : танк,
стол, космонавт, тазик и т. д. Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Домик»). Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов — столько полосочек.
Закрепление звука в тексте. Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком [т].
Летит — воет, а сядет землю роет. (Жук.)
Кто так заливисто поет
О том, что солнышко встает? (Петух.)
III Итог занятия.
Логопед: С каким звуком и буквой познакомились?
Чем отличается звук от буквы?
Какой это звук?
Чем интересным занимались сегодня на занятии?
Что понравилось больше всего?
Что не понравилось?
(предполагаемые ответы детей)
Логопед: Все молодцы!